МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Библейская археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 172
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 22 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 86 86 86 86 172 172
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
ст. преподаватель, А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Библейская археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является усвоение основ археологической науки вообще и библейской археологии в частности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития библейской археологии как науки; профессиональную терминологию, основные тенденции развития религиоведческой науки; содержание и специфические особенности религиозной культуры Сиро-Палестинского региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные и культурные различия; использовать профессиональные знания в процессе обучения;интерпретировать особенности развития материальной и духовной культуры Палестины в религиозной контексте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о ценности исторического и культурного наследия; навыками аргументации собственной позиции; навыками работы с научно-исследовательской литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс дисциплины
1.1. Библейская археология как научное направление Лекции 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.2. Теоретические основы археологических исследований Практические 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.3. Теоретические основы археологических исследований Сам. работа 2 16 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.4. История изучения археологических памятников Ближнего Востока Лекции 2 4 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.5. История изучения археологических памятников Ближнего Востока Практические 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.6. История изучения археологических памятников Ближнего Востока Сам. работа 2 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.7. Понятие «библейская археология». Предмет и объект исследования. Особенности памятников Ближнего Востока. Периодизация древней истории. Виды периодизации. Геологические периоды в истории Земли Лекции 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.8. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). Практические 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.9. Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). Сам. работа 2 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Основные этапы эволюции человека
2.1. Центры антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Австралопитеки (открытие, характеристика). Лекции 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.2. Основные этапы эволюции человека Практические 2 1 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.3. Основные этапы эволюции человека Сам. работа 2 18 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.4. Возникновение и особенности рас и расовых типов Практические 2 1 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Раннеродовая община. Соседская община. Предпосылки образования государств на территории Ближнего Востока
3.1. Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. Практические 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.2. Разложение первобытнообщинного строя и формирование классового общество и государства. Практические 2 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.3. Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.4. Разложение первобытнообщинного строя и формирование классового общество и государства. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Археологическая история Палестины. Исторические процессы на Ближнем Востоке в Древнем мире.
4.1. Докерамический неолит. Натуфийская культура. "Докерамический неолит А". "Докерамический неолит Б". Лекции 3 4 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.2. Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия Практические 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.3. Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия Практические 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.4. Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия Сам. работа 3 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.5. Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия Сам. работа 3 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.6. Керамический неолит А и Б Лекции 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.7. Энеолит Палестины. Гассульская культура Лекции 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.8. Ранний бронзовый век I-I-III. Протогосударственный период Лекции 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.9. Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам Практические 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.10. Кумранская община: археологические и исторические источники Практические 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.11. Период раздельных царств (Иудея и Израиль) в Палестине Практические 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.12. Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях Практические 3 2 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.13. Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам Сам. работа 3 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.14. Период раздельных царств (Иудея и Израиль) в Палестине Сам. работа 3 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.15. Кумранская община: археологические и исторические источники Сам. работа 3 14 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.16. Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях Сам. работа 3 16 ОК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов Анатолий Иванович Археология: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
Л1.2 Васильев Л.С. История Древнего Востока: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/5CD2FB69-BBE5-4A5A-983A-0004032D2C4C
Л1.3 Перфилова, Т. Б. История древнего Востока : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/188CF5EC-002E-4049-8471-3E85A316EC22
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беляев Л.А. От библейских древностей к христианским : М.: Изд-во ИФТИ, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447503
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Библейская археология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.