МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Введение в регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у обучающихся целостное представление о регионоведение, как научном направление

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы формирования регионоведческого знания; основные термины используемые в рамках регионоведческой проблематики; специфику экономического, социально-политического и культурного развития регионов
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать полученными знаниями по развитию научного направления регионоведения; выделять основные проблемы социально-экономического, демографического, этноконфессионального развития регионов; анализировать конфликтные ситуация на региональном уровне; комментировать процесс регионального уровня
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования методологических принципов построения регионоведческих исследований, навыками построения исследовательской работы в рамках регионоведческой проблематики; навыками анализа материала полученного в результате проведения исследований, в т.ч. полевого характера

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы регионоведения
1.1. Предмет и метод регионоведческих исследование Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Предмет и метод регионоведческих исследование Практические 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет и метод регионоведческих исследование Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Взаимосвязь центра и периферии как основа политико-территориальной организации общества Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Взаимосвязь центра и периферии как основа политико-территориальной организации общества Практические 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Взаимосвязь центра и периферии как основа политико-территориальной организации общества Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Региональная организация общества Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Региональная организация общества Практические 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Региональная организация общества Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Регион как целостная политико-территориальная система
2.1. Территориальные общности людей и социально-территориальные отношения Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Территориальные общности людей и социально-территориальные отношения Практические 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Территориальные общности людей и социально-территориальные отношения Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Территориальное устройство государства Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Территориальное устройство государства Практические 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Территориальное устройство государства Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Межгосударственные политико-территориальные образования Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Межгосударственные политико-территориальные образования Практические 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Межгосударственные политико-территориальные образования Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Территория и внешняя политика Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Территория и внешняя политика Сам. работа 1 4 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Цивилизационные и формационные подходы в регионоведении Практические 1 4 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Цивилизационные и формационные подходы в регионоведении Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FA1B7A72-EDC9-4502-B6AA-466E2F8AE258.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мировое комплексное регионоведение / под ред. А.Д. Воскресенского: ИНФРА-М, 2014 znanium.com
Л2.2 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Дацышен, В.Г. Изучение истории Китая в Российской империи : Монография Москва : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Регионология" regionsar.ru
Э2 Ойкумена ojkum.ru
Э3 Курс в Moodle "Введение в регионоведение" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине "Введение в регионоведение" студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).