Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | сформировать у обучающихся целостное представление о регионоведение, как научном направление |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные принципы формирования регионоведческого знания; основные термины используемые в рамках регионоведческой проблематики; специфику экономического, социально-политического и культурного развития регионов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оперировать полученными знаниями по развитию научного направления регионоведения; выделять основные проблемы социально-экономического, демографического, этноконфессионального развития регионов; анализировать конфликтные ситуация на региональном уровне; комментировать процесс регионального уровня |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования методологических принципов построения регионоведческих исследований, навыками построения исследовательской работы в рамках регионоведческой проблематики; навыками анализа материала полученного в результате проведения исследований, в т.ч. полевого характера |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы регионоведения | ||||||
1.1. | Предмет и метод регионоведческих исследование | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Предмет и метод регионоведческих исследование | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Предмет и метод регионоведческих исследование | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Взаимосвязь центра и периферии как основа политико-территориальной организации общества | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Взаимосвязь центра и периферии как основа политико-территориальной организации общества | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Взаимосвязь центра и периферии как основа политико-территориальной организации общества | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Региональная организация общества | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Региональная организация общества | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Региональная организация общества | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Регион как целостная политико-территориальная система | ||||||
2.1. | Территориальные общности людей и социально-территориальные отношения | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Территориальные общности людей и социально-территориальные отношения | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Территориальные общности людей и социально-территориальные отношения | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Территориальное устройство государства | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Территориальное устройство государства | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Территориальное устройство государства | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Межгосударственные политико-территориальные образования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Межгосударственные политико-территориальные образования | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Межгосударственные политико-территориальные образования | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Территория и внешняя политика | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Территория и внешняя политика | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Цивилизационные и формационные подходы в регионоведении | Практические | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Цивилизационные и формационные подходы в регионоведении | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев | Регионоведение: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Гладкий, Ю. Н. | Регионоведение: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/FA1B7A72-EDC9-4502-B6AA-466E2F8AE258. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мировое комплексное регионоведение / под ред. А.Д. Воскресенского: | ИНФРА-М, 2014 | znanium.com | |
Л2.2 | Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. | Введение в регионоведение: Учебное пособие | Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Дацышен, В.Г. | Изучение истории Китая в Российской империи : Монография | Москва : Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал "Регионология" | regionsar.ru | ||
Э2 | Ойкумена | ojkum.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Введение в регионоведение" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
7-Zip AcrobatReader Microsoft Windows Microsoft Office | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине "Введение в регионоведение" студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). |