Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является специализированная и целенаправленная подготовка студентов в области изучения и анализа вероучительных тестов, а также формирование представлений о вероучительном тексте как системе вероучительного знания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-4 | способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира |
ОПК-6 | способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии |
ПК-2 | способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности постижения религиозного опыта в различных религиях тексте; содержание основных священных текстов религий мира; парадигмы религиозной антропологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | установить функциональное назначение текста в конфессии и выделить в нем основные принципы религиозного и исторического знания; использовать научную литературу при анализе и осмыслении вероучительной литературы; использовать научную литературу при анализе и осмыслении вероучительной литературы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | обобщить результаты полученные путем анализа религиозных текстов; анализа вероучительных текстов; сопоставления доктринальных положений вероучительного текста с целю определения специфики религиозного опыта |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика отражения теоретико-догматических положений религиозных традиций | ||||||
1.1. | Вероучительная литература как одно из направлений теологического знания | Лекции | 3 | 1 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1, Л1.5 |
1.2. | Вероучительная литература как одно из направлений теологического знания | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
1.3. | Вероучительная литература как одно из направлений теологического знания | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 2. Формирование вероучительного текста в эпоху древнего мира | ||||||
2.1. | Вероучительные тексты Древнего мира | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
2.2. | Вероучительные тексты Древнего мира | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 3. Структура и формирование канона вероучительных текстов в буддизме | ||||||
3.1. | Вероучительные тексты в ведийской традиции | Лекции | 3 | 1 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
3.2. | Вероучительные тексты в ведийской традиции | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
3.3. | Вероучительные тексты в ведийской традиции | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 4. Структура и содержание вероучительных текстов в конфуцианстве | ||||||
4.1. | Сакральные тексты конфуцианства | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
4.2. | Сакральные тексты конфуцианства | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 5. Формирование вероучительной традиции даосизма | ||||||
5.1. | Сакральная литература даосизма | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
5.2. | Сакральная литература даосизма | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л2.1 |
5.3. | Сакральная литература даосизма | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 6. Специфика интерпретативных технологий в буддизме | ||||||
6.1. | Вероучительный текст, его понимание и истолкование в буддизме | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л2.1 |
6.2. | Вероучительный текст, его понимание и истолкование в буддизме | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 7. Формирование канона вероучительных текстов в исламской традиции | ||||||
7.1. | Вероучительная литература ислама | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л2.1 |
7.2. | Вероучительная литература ислама | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1 |
7.3. | Вероучительная литература ислама | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.2, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.8, Л2.4, Л2.1, Л1.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пивоваров Д. В. | Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8. |
Л1.3 | Медведев А. В. | Библия как памятник культуры: учебное пособие для вузов | М.: Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/EC63EA1C-9B80-4269-B0EC-FE28A89B8CD3. |
Л1.4 | Под редакцией: Лопухин А.П. | Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов, Ч. 11. Книга пророка Иезекииля: | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.5 | Кун Н. А. | Легенды и мифы древней Греции: | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F2530AE1-CFF5-4916-9A3E-B64881769218. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ольденбург С. С. | Конфуций. Будда Шакьямуни : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/5E247231-E334-405D-A947-C481ADC13154. |
Л2.2 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Крымский А. Е. | История мусульманства : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/2BB9F6D1-9B7B-44D4-9313-4029A16E0C37. |
Л2.5 | Рокотова, Н. | Основы буддизма : | М. : Директ-Медиа, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385774 |
Л2.6 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.7 | ред.: О. Голосова, Д. Болотина ; отв. за вып. Н. Балукова | История мировых религий. Буддизм. Христианство. Ислам. Иудаизм: хрестоматия | Вече, 2014 | |
Л2.8 | Ислам : культура, история, вера: | Москва: Белый город, 2012 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт источников и литературы по изучению восточной философии | www.philosophy.ru | ||
Э2 | Библиотека Гумер | www.gumer.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать |