МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и реализация музейных мероприятий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_04_04 МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Т.В. Тишкина

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и реализация музейных мероприятий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и проиродного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с культурно-образовательной практикой современных музеев, сформировать навыки проектирования и реализации музейных мероприятий для различных категорий музейных посетителей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-1 Способен организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования
ОПК-2 Способен участвовать в реализации основных и дополнительных образовательных программ
ПК-4 Способность реализовывать музейные мероприятия и проекты в области изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.разновидности форм культурно-образовательной деятельности современного музея, вметоды представления и описания результатов проектной деятельности; факторы формировыания организационных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и организовывать различные виды музейных мероприятий; составлять и онализировать проектную документацию; применять музейно-педагогические методы в профессиональной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.музейно-педагогическими технологиями в проектной деятельности; навыками управления проектами в музейной деятельности; организацией и управлением командой в решении поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Образовательная деятельность музеев: исторический аспект
1.1. История становления и развития образовательной деятельности в музеях Лекции 1 8 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. История становления и развития образовательной деятельности в музеях Сам. работа 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История становления и развития образовательной деятельности в музеях Практические 1 4 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование в музейной практике
2.1. Проектная деятельность в музеях Лекции 1 2 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Проектная деятеность в музеях Сам. работа 1 4 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Современные технологии музейного образования Лекции 1 2 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Современные технологии музейного образования Сам. работа 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Основные формы и методы культурно-образовательной деятельности музеев Сам. работа 1 8 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Формы культурно-образовательной деятельности современных музеев: разновидности и опыт организации Практические 1 4 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Социально-психологические аспекты культурно-образовательной деятельности музеев Сам. работа 1 10 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Социально-психологические аспекты культурно-образовательной деятельности музеев Практические 1 4 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Методы и техника проведения музейных мероприятий Лекции 1 4 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Методы и техника проведения музейных мероприятий Сам. работа 1 8 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Профессиональное мастерство музейного специалиста Сам. работа 1 8 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Профессиональное мастерство музейного специалиста Практические 1 4 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Культурно-образовательные практики в музеях Сам. работа 1 27 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.14. Культурно-образовательные практики в музее Практические 1 8 УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к промежуточной аттестации:
Контрольные вопросы к экзамену
1. История формирования образовательной деятельности в протомузейных учреждениях древности и средневековья.
2. Развитие образовательной деятельности музея в XVII – XVIII вв.
3. Особенности музейно-образовательной деятельности в XIX в.
4. «Музейная педагогика» в Германии. Основные положения концепций музейно-педагогической деятельности А. Лихтварка и Г. Кершенштайнера.
5. «Музейная педагогика» в Германии. Основные положения концепций музейно-педагогической деятельности Р. Фройденталя и А. Рейхвейна.
6. Музейно-образовательная деятельность в Соединенных Штатах Америки в конце XIX – начале XX в.
7. Теоретические взгляды и музейно-педагогическая деятельность А.В. Бакушинского.
8. Музей игрушки Н.Д. Бартрама.
9. Вклад А.У. Зеленко и О.Ф. Вальдгауера в становление музейной педагогики.
10.Теоретические взгляды и музейно-педагогическая деятельность Я.П. Мексина.
11. Деятельность и теоретические взгляды Н.И. Романова и Ф.И. Шмидта.
12. Соединение практики и научного поиска в образовательной деятельности отечественного и зарубежного музеев в XX – начале XXI в.
13. Характеристики базовых форм культурно-образовательной деятельности музеев: лекция; консультация; научные чтения (конференции, сессии, заседания).
14. Характеристики базовых форм культурно-образовательной деятельности музеев: клуб, кружок, студия; конкурс (олимпиада, викторина); встреча с интересным человеком, (концерт, литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс); музейный праздник, игра.
15. Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея.
16. Особенности подготовки и проведения образовательной экскурсии в музее.
17. Специфика ознакомительной экскурсии в музейной среде. Методические принципы подготовки и проведения.
18. Основные задачи развивающей экскурсии. Методические принципы подготовки и проведения развивающей экскурсии в условиях музейной экспозиции.
19. Музейное проектирование в культурно-образовательной сфере.
20. Экспертиза культурно-образовательных проектов и программ.
21. Методы музейно-педагогической деятельности.
22. Культурно-образовательные программы как современный этап в развитии музейной коммуникации.
23. Психолого-педагогическая специфика работы с дошкольниками в музее.
24. Психолого-педагогическая специфика работы с детьми младшего и среднего школьного возраста в музее.
25. Психолого-педагогическая специфика музейной работы со старшими школьниками и со студенческой аудиторией.
26. Психолого-педагогическая специфика музейной работы с семейной аудиторией и пожилыми людьми.
27. Психолого-педагогическая специфика музейной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
28. Особенности работы музейного специалиста.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Метадическая разработка мероприятия различной формы культурно-образовательной деятельности (по выбору студента) для конкретного музея
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. П. Иванова Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 авт.-сост. А. Тишкин, Т. Г.Горбунова]. Основы музеологии : учеб. Пособие Барнаул, изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование и реализация музейных мероприятий portal.edu.asu.ru
Э2 Архив журнала «Музей» [Электронный ресурс]. www.panor.ru
Э3 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6583. В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. Представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. И вновь направлено преподавателю на проверку.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К выполнению итоговых тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.