Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 13 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_03_ХПКпр-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 21 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Практические | 54 | 54 | 36 | 36 | 90 | 90 |
Сам. работа | 52 | 52 | 297 | 297 | 349 | 349 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 360 | 360 | 468 | 468 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи. Задачи: -изучить различные виды и техники живописи; -изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции; -научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства; -обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония; другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок. -научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона; -развить художественно-образное мышление и творческое воображение. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности |
ПК-4 | способностью формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические и практические основы художественного проектирования,понятие «художественный проект»; основные эстетические категории художественного проекта; основные законы построения композиции художественного проекта,историю развития живописи, стилевые ообенности, технику и технологию выполнения живописных работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | реферировать современную научную литературу по специальности,изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи,анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности создания художественного проекта, умеет использовать инструментарий для достижения наибольшей выразительности при решении творческих задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть современными методами художественного проектирования,навыками работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах, основными методами и приемами живописного изображения, навыками ведения длительной работы над художественным проектом, различными живописными техниками для создания художественного проекта. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тематический натюрморт с драпировками | ||||||
1.1. | Спектральный круг и цветовые гармонии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Тематический натюрморт с введением двух - трёх драпировок разных по материальности | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Натюрморт, состоящий из букета цветов в стеклянной посуде и цветной драпировки | Практические | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Натюрморт, состоящий из букета осенних листьев, керамической посуды и яркой драпировки | Практические | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Натюрморт с введением в композицию драпировок с орнаментом | Практические | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Натюрморт с введением в композиции гипсовой головы и драпировок с орнаментом | Практические | 3 | 18 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Этюды тканей в складках | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Этюды цветов, разных по цветовой гамме | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Этюды осенних листьев и деревьев | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.10. | Преобразование цветов и листьев в условно - плоскостную форму | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.11. | Этюды драпировок с орнаментом | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.12. | Преобразование натюрморта в условно - плоскостную форму | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.13. | Преобразование драпировки с орнаментом в условно - декоративную форму | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.14. | Зачет | 3 | 0 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 | |
Раздел 2. Живопись фигуры человека | ||||||
2.1. | Живопись головы человека. Гризайль. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Акварель. | Практические | 4 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Этюд головы натурщика на нейтральном цветном фоне. Смешанная техника: акварель, пастель. | Практические | 4 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Этюд женской головы на цветном фоне. Длительная постановка: женский портрет в головном уборе, на цветном фоне. Гуашь | Практические | 4 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Этюд пожилого человека с плечевым поясом на темном фоне. Акварель. | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Этюд женской головы в темном платке на светлом фоне | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Этюд человекана фоне окна. Контражур. Акварель. | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель. | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Гуашь. | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Этюды головы человека. Акварель, гуашь. | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Этюды головы человека в головном уборе. Акварель, гуашь. | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.11. | Преобразование гипсового слепка античной головы - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.12. | Преобразование портрета в - реалистического изображения в условно - плоскостную форму | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.13. | Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь. | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.14. | Этюды женской фигуры. Акварель, гуашь. | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.15. | Этюды мужской фигуры. Акварель | Сам. работа | 4 | 23 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.16. | Преобразование женской фигуры - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. | Сам. работа | 4 | 36 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.17. | Преобразование мужской фигуры – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. | Сам. работа | 4 | 36 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.18. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коробейников, В.Н. | Академическая живопись: учебное пособие | Кемерово : КемГИК, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Зубова И. С., Семизорова Л. Б. | Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов | Архитектон, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бесчастнов Н. П. | Цветная графика: учебное пособие | Гум.издательский центр "Владос", 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России | М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 | ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Киселева Н.Е. | Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Энциклопедия русской живописи. url | http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url | ||
Э2 | шедевры русской живописи | http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи | ||
Э3 | Музеи России | http:// www. museum.ru/ Музеи России | ||
Э4 | Российская государственная библиотека по искусству | http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству | ||
Э5 | онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах | http://www.artsandculture.google.com/ онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах | ||
Э6 | Курс в Moodle "Живопись" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий и вопросы к экзамену. Зачет проводится в форме академического просмотра, по изученным в рамках освоения дисциплины темам в соответствующем семестре. Экзамен проводится в виде академического просмотра всех выполненных за семестр практических работ. Все выполненные работы должны быть выполнены на формате А-2 и оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, № группы, название и ФИО преподавателя). Кроме того, студенты дают развернутый ответ на один теоретический вопрос. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит испытания повторно. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты. При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции. Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно. В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |