Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_ДПИиНП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины - познакомить студентов с методикой и методологией научного исследования в области изобразительного искусства и архитектуры. Задачи: -формирование у студентов представления об организации научно-исследовательской работы на различных уровнях; -научить студентов осуществлять поиск и отбор источников, а также анализ опубликованных источников и результатов художественной практики; -научить студентов пользоваться различными методами в архитектурных и искусствоведческих исследованиях при описании и анализове памятников искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства; -основные факты и закономерности историко-художественного процесса; -значение художественного наследия для современной культуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -анализировать произведение искусства; -осуществлять сравнительный анализ; -составлять научный аннотированный каталог; -определять концепции экспозиций, идею и замысел произведения искусства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками анализа конкретных произведений искусства и художественного процесса в целом; -навыками построения различных типов экспозиций; -навыками составления различных типов каталогов; -навыками владения различными методами исследования: аналитическим, системным, историческим, проектным и другими. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы изучения произведений искусства | ||||||
1.1. | Основы научного знания. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.2. | Виды познавательной деятельности. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.3. | Уровни научно-исследовательских работ. | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-3 | Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.4. | Основы теории познания: система понятий. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.5. | Реферирование труда Ильина В.В. "Теория познания. Введение. Общие проблемы"(М. - 1993) | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.6. | Различные типы методов, используемых в описании памятников. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников.Единство формы и содержания в художественном образе. | ||||||
2.1. | Замысел и его творческое воплощение. О правилах композиции. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Описание предметов народного искусства. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.3. | Метрика вещей (о размерах произведений). | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.4. | Символика чисел. Золотое сечение. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. | ||||||
3.1. | Особенности архитектуры как вида искусства. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.2. | Образное содержание искусства архитектуры: умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.3. | Конспектирование труда Иконникова А.В. "Художественный язык архитектуры" (М., 1985) | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.4. | Виды скульптуры. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.5. | Декоративное творчество как самостоятельный вид искусства. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.6. | Дизайн.Оформительское искусство как область декоративного искусства. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.7. | Графика как изобразительное искусство. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 4. Особенности живописи как вида изобразительного искусства. | ||||||
4.1. | Виды живописи и ее выразительные средства. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.2. | Техники живописи.Портрет. | Практические | 8 | 4 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.3. | Представить письменно описание трех портретов Рембрандта ван Рейна из раннего, зрелого и позднего периодов творчества (на основе плана стилистического анализа живописного произведения). | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.4. | Пейзаж.Натюрморт. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.5. | Происхождение театрального искусства. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.6. | Дятельности А.Бенуа как театрального художника. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.7. | Другие жанры живописи. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
4.8. | Составить виртуальную экспозицию на тему "Живописцы Алтая начала ХХI века", мотивировать принципы построения экспозиции, разработать рекламный блок виртуальной выставки. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 5. Компоненты восприятия художественного произведения. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении. | ||||||
5.1. | Проблема,идея, фабула и сюжет. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.2. | Художественный образ. | Практические | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.3. | Типы экспозиций. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.4. | Каталог художественной коллекции и художественной выставки: научный, аннотированный, опись. | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.5. | Составление каталога виртуальной экспозиции по выбору студента. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.6. | Конспектирование труда Раушенбаха Б. "Геометрия картины и зрительное восприятие" (СПб, 2001) | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гнедич, П. П. | История искусств : учебник | М: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374 |
Л1.2 | Степанская, Т. М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учебное пособие | Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Флоренский П.А. | Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях: | Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Степанская Т.М. | Художественная критика: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015. | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Т. М. Степанская | История художественной критики: учеб.-метод. издание | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайский краевой государственный краеведческий музей | www.agkm.ru | ||
Э3 | Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки | www.museum.ru | ||
Э4 | Государственный художественный музей Алтайского края | www.arw.asu.ru | ||
Э5 | Курс «Описание и анализ памятников» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |