МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Описание и анализ памятников искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 18 10 18
Практические 22 18 22 18
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Описание и анализ памятников искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов с методикой и методологией научного исследования в области изобразительного искусства и архитектуры.
Задачи:
-формирование у студентов представления об организации научно-исследовательской работы на различных уровнях;
-научить студентов осуществлять поиск и отбор источников, а также анализ опубликованных источников и результатов художественной практики;
-научить студентов пользоваться различными методами в архитектурных и искусствоведческих исследованиях при описании и анализове памятников искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства;
-основные факты и закономерности историко-художественного процесса;
-значение художественного наследия для современной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать произведение искусства;
-осуществлять сравнительный анализ;
-составлять научный аннотированный каталог;
-определять концепции экспозиций, идею и замысел произведения искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками анализа конкретных произведений искусства и художественного процесса в целом;
-навыками построения различных типов экспозиций;
-навыками составления различных типов каталогов;
-навыками владения различными методами исследования: аналитическим, системным, историческим, проектным и другими.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы изучения произведений искусства
1.1. Основы научного знания. Лекции 10 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
1.2. Виды познавательной деятельности. Лекции 10 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
1.3. Уровни научно-исследовательских работ. Сам. работа 10 5 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
1.4. Основы теории познания: система понятий. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
1.5. Реферирование труда Ильина В.В. "Теория познания. Введение. Общие проблемы"(М. - 1993) Сам. работа 10 8 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
1.6. Различные типы методов, используемых в описании памятников. Практические 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
Раздел 2. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников.Единство формы и содержания в художественном образе.
2.1. Замысел и его творческое воплощение. О правилах композиции. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
2.2. Описание предметов народного искусства. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
2.3. Метрика вещей (о размерах произведений). Практические 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
2.4. Символика чисел. Золотое сечение. Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
3.1. Особенности архитектуры как вида искусства. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
3.2. Образное содержание искусства архитектуры: умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Практические 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
3.3. Конспектирование труда Иконникова А.В. "Художественный язык архитектуры" (М., 1985) Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
3.4. Виды скульптуры. Практические 10 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
3.5. Декоративное творчество как самостоятельный вид искусства. Сам. работа 10 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
3.6. Дизайн.Оформительское искусство как область декоративного искусства. Лекции 10 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
3.7. Графика как изобразительное искусство. Сам. работа 10 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
Раздел 4. Особенности живописи как вида изобразительного искусства.
4.1. Виды живописи и ее выразительные средства. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.2. Техники живописи.Портрет. Практические 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.3. Представить письменно описание трех портретов Рембрандта ван Рейна из раннего, зрелого и позднего периодов творчества (на основе плана стилистического анализа живописного произведения). Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.4. Пейзаж.Натюрморт. Практические 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.5. Происхождение театрального искусства. Сам. работа 10 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.6. Дятельности А.Бенуа как театрального художника. Сам. работа 10 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.7. Другие жанры живописи. Сам. работа 10 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
4.8. Составить виртуальную экспозицию на тему "Живописцы Алтая начала ХХI века", мотивировать принципы построения экспозиции, разработать рекламный блок виртуальной выставки. Сам. работа 10 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
Раздел 5. Компоненты восприятия художественного произведения. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении.
5.1. Проблема,идея, фабула и сюжет. Лекции 10 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
5.2. Художественный образ. Практические 10 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
5.3. Типы экспозиций. Сам. работа 10 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
5.4. Каталог художественной коллекции и художественной выставки: научный, аннотированный, опись. Сам. работа 10 7 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
5.5. Составление каталога виртуальной экспозиции по выбору студента. Сам. работа 10 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2
5.6. Конспектирование труда Раушенбаха Б. "Геометрия картины и зрительное восприятие" (СПб, 2001) Сам. работа 10 8 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гнедич, П. П. История искусств : учебник М: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374
Л1.2 Степанская, Т. М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1919
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Художественная критика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1510
Л2.2 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях: Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=49530
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4972
Л3.2 Т. М. Степанская История художественной критики: учеб.-метод. издание Изд-во АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5041
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайский краевой государственный краеведческий музей http://www.agkm.ru
Э3 Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки http://www.museum.ru/M1345
Э4 Государственный художественный музей Алтайского края http://www.arw.asu.ru
Э5 Курс «Описание и анализ памятников» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3372
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.