МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реставрация и консервация памятников искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 6
Практические 4 4 4 6
Сам. работа 96 96 96 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 142

Программу составил(и):
к.иск., ст.преп., Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Реставрация и консервация памятников искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– создание условий для формирование у студентов устойчивых представлений о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов реставрации памятников с методическими вопросами изучения искусствознания и знакомство с этапами реставрационного дела.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы современной реставрации
- основные характеристики реставрационных направлений, учитывающиеся в процессе практической деятельности
- подходы и принципы реставрации в различных исторических условиях развития общества

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать знания в анализе современных реставрациооных процессов
- проанилизировать различные аспекты реставрации и ее роль в обществе
- выделять и использовать базовые теоретические знания при участии в научно-прикладных исследованиях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы в музеях, галереях, архивах и т. д.
- методами и навыками научно-прикладных исследований при анализе реставрационных явлений
- практическими навыками предметно-методологического междисциплинарного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация как наука, становление, развитие, теоритическая основа
1.1. особенности фрмирования научной реставрации в России Практические 5 4 Л3.1, Л2.1
1.2. Историческое формирование научной реставрации Лекции 5 4 Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Реставрационные центры, современное положение. Реставрационные центры Урала и Сибири. Реставрация в системе образования. Сам. работа 5 14 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Технико-технологический аспект. Методы исследования.
2.1. Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. Сам. работа 5 50 Л1.1, Л3.1
2.2. 4. Технико-технологический аспект создания произведений темперной живописи, энкаустика, фреска.Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл . Сам. работа 5 32 Л3.1
Раздел 3. Практические операции реставрации. Профилактика.
3.1. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Лекции 1 Л3.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Сам. работа 30 Л3.1, Л1.3
3.3. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. Лекции 1 Л3.1, Л1.3
3.4. Проблемы реставрационной эстетики. Практические 2 Л3.1, Л1.2
3.5. Зачет 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Реставрация как наука
2. Этапы реставрационного процесса
3. История становления научной реставрации
4. Суть реставрационных подходов на рубеже XIX-XXвв.
5. Развитие реставрации в XX веке
6. классификация и категории в современной реставрации
7. Реставрационные центры
8. Технико-технологические данные темперной живописи
9. Технико-технологические данные масляной живописи
10. Характеристика иамтериалов памятников
11. Подходы изучения сохранности памятников
12. Разрушения памятников живописи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Реставрация памятников живописи: исторические этапы
2. Этические требования современной реставрации памятников.
3. Теоретические основы археологической реставрации
4. Ведущие отечественные реставраторы
5. Реставрационные центры в России
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Реставрация памятников живописи: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 гл. ред. А.Н. Чистяков Новые решения для обучения реставраторов : сборник трудов научной конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности вузов искусств и реставрации» СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Чистяков, А.Н. Типология разрушений памятников культуры : СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256087
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева Т. И. , Окунева И. В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Клокова Г.С. Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений ПСТГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494979
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 реставрация памятников темперной живописи art-con.ru
Э2 превентивная консервация www.gosniir.ru
Э3 реставрация монументальной живописи www.grabar.ru
Э4 сохранение культурного наследия www.cultradio.ru
Э5 Реставрация памятников искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным и практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- дополнительное изучение вопросов, озвученных в лекциях;
- подготовку и написание рефератов, эссе и т. д.