МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 18 4 18
Практические 2 18 2 18
Сам. работа 62 72 62 72
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 112 72 112

Программу составил(и):
к.иск., ст.преп., Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с теорией и практикой реставрационного дела, методами реставрации, видами исследования, описания, фиксирования сведений о памятниках искусства в процессе их
консервации и реставрации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-1 Способен формулировать цели и задачии, связанные с реализацией организационно-управленческих функций; принимать управленческие решения в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание основных требований к реставрации произведений живописи;
- базовую терминологию данной сферы;
- основной фактический материал по содержанию курса;
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать фактическое состояние произведений искусства на основе историкоискусствоведческого материала;
- разрабатывать и реализовывать стратегию самообразования и самостоятельных работ; создавать визуально-дидактические инструменты по программе курса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками и приемами анализа произведений искусства.
- навыками проведения исследований, в том числе архивной работы в области изучения истории искусств
- владение методами паспортизации и технологического исследования памятников,
- приемами реставрации в различных видах искусства (графика и книга, интерьер, живопись, прикладное искусство)
- навыками хронологического и стилистического исследования произведений искусства и художественного процесса в целом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация как наука, становление, развитие, теоритическая основа
1.1. Основы реставрации и консервации памятников Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Основы реставрации и консервации памятников. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; работа с терминами) Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Историческое формирование научной реставрации Лекции 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Историческое формирование научной реставрации (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Реставрационные центры, современное положение. Реставрация в системе образования. Реставраторы Сибири Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Реставрационные центры, современное положение. Рставрация в системе образования. Реставраторы Сибири Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Технико-технологический аспект. Методы исследования.
2.1. Технология создания произведений: масляная, темперная живопись Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Технология создания произведений: масляная, темперная живопись. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; работа с терминами). Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Технология создания произведений: энкаустика, фреска. Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Технология создания произведений: энкаустика, фреска. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл. Обработка металла, бумаги. Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл. Обработка металла, бумаги (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку Сам. работа 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Практические операции реставрации. Профилактика.
3.1. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Сам. работа 2 6 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. Практические 2 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 2 16 Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Документирование реставрационного процесса, реставрации памятников живописи, архитектуры. Профилактика разрушений произведений искусства. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Практические 2 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Реставрационный дизайн. Оценка качества реставрации памятников. Экспертиза.(Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 2 16 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Проблемы реставрационной эстетики. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 2 16 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Зачет 2 0 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Фармаковский, М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций : Учебное пособие Москва : Типография "Красный печатник, , 1947 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230221
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клокова Г.С. Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений ПСТГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494979
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Реставрация памятников живописи: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 art-con.ru
Э2 arzamas.academy
Э3 www.icon-art.info
Э4 Эл. курс Живопись portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. в приложении