МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Автоматизированные технологии сбора, анализа и визуализации социальных данных
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Омельченко Д.А.

Рабочая программа дисциплины
Автоматизированные технологии сбора, анализа и визуализации социальных данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить современные подходы к решению практических задач сбора, анализа и визуализации данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретические и практические аспекты решения задачи сбора, анализа и визуализации социологических данных при помощи автоматизированных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать новые технологии при сборе, анализе и визуализации данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками реализации и документирования процесса исследования от сбора данных до публикации отчетов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Автоматизированные технологии сбора научных данных Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Автоматизированные технологии анализа научных данных Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Автоматизированные технологии визуализации научных данных Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения Практические 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения Сам. работа 2 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Автоматизированный анализ количественных социологических данных Практические 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Автоматизированный анализ количественных социологических данных Сам. работа 2 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Визуализация одномерных распределений Практические 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Визуализация одномерных распределений Сам. работа 2 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.10. Визуализация двумерных распределений Практические 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Визуализация двумерных распределений Сам. работа 2 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Визуализация многомерных данных Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Визуализация многомерных данных Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.14. Направления повышения эффективности методов визуализации Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4994
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миркин Б.Г. ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/46A41F93-BC46-401C-A30E-27C0FB60B9DE
Л2.2 Воскобойников Ю.Е. Регрессионный анализ данных в пакете MATHCAD: Учебные пособия Издательство "Лань", 2011 https://e.lanbook.com/book/666
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дизайнеры и ученые, которые визуализируют данные http://flowingdata.com/
Э2 Tumblr-блог о графиках http://ilovecharts.tumblr.com/
Э3 База данных Европейского социального исследования ESS http://www.europeansocialsurvey.org/
Э4 Идеи, проблемы, знания, данные — визуализация всего http://www.informationisbeautiful.net/
Э5 Ресурс с визуализациями сложных сетей http://www.visualcomplexity.com/vc/
Э6 Новости и информация о визуализации данных https://datavisualization.ch/
Э7 Визуализация и визуальные коммуникации https://eagereyes.org/
Э8 Наборы открытых государственных данных https://hubofdata.ru/
Э9 Создание онлайн-диаграмм https://www.gliffy.com/
Э10 Веб-приложение для разработки и публикации опросов https://www.limesurvey.org/
Э11 Курс в Moodle "Автоматизированные технологии сбора,анализа и визуализации научных данных / Автоматизированные технологии сбора,анализа и визуализации социальных данных" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3098
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice
IBM SPSS Statistics
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по использованию электронного курса в системе Moodle, ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3098
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами в рамках аудиторных занятий, однако если студент не посещал лекции, он может освоить их самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале.
Выполнение всех практических заданий обязательно, остальные материалы носят факультативный характер и могут помочь при подготовке к зачету. Это ссылки на электронные ресурсы (вебинары), тексты монографий и статей, загруженные на сайт. Глоссарий содержит ряд понятий и терминов, знание которых пригодится при подготовке к зачету.

Методические указания студентам по оформлению диаграмм.

1. Названия рисунков оформляются внизу рисунка, выравнивание по центру, без абзационного отступа, в конце названия ставится точка. Если данные в процентах, и со знаком процента отражены на рисунке, все равно в подписи указывается единица измерения. После номера рисунка ставится тире.
2. Перед рисунком, а также после ставится межстрочный интервал 12пт.
3. Не допускать в рисунках орфографических и иных ошибок!
4. Рисунки оформляются без видимых внешних границ.
5. Все цифры и подписи на рисунках должны хорошо читаться.
6. Если рисунок содержится в отчете, который будет напечатан (например, магистерская диссертация) цветовая гамма подбирается так, чтобы при условии печати в сером цвете можно было бы отличить, где что.
7. Названия рисунков в рисунке не делаются.
8. Легенда размещается желательно снизу и без рамки.
9. Значения осей на рисунках, если нет в них необходимости, убираем.
10. Большинство объемных диаграмм выглядят красиво только на мониторе, при печати они "сливаются" и выглядят некрасиво.
11. В анкетах, например, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ всегда написано прописными буквами, в базе то же самое, потом такая подпись отправляется в рисунки. Оформлять как все остальные альтернативы (сочетание клавиш Shift+F3 позволяет сделать это просто и быстро).

Методические указания студентам по оформлению таблиц.

1. Названия таблиц оформляются перед таблицей, выравниваются по ширине, абзационный отступ не делается, в конце названия ставится точка. В названии таблицы указывается единица измерения. После номера таблицы ставится тире.
2. В шапках таблиц не делается сокращений, кроме общепринятых.
3. Таблицы выполняются 12 шрифтом, допустимо использовать интервал «точно». Выравнивание шапки по центру, крайнего левого столбца – по ширине, цифр в столбцах – по центру. Знак процента в столбцах не ставится, он есть в подписи таблицы. Если значения в ячейках пустые, то ставится либо «–», либо ячейка остается пустой.
4. Если в таблице помимо значений используется выделение полужирным, курсивом, заливкой или как-то еще, то необходимые пояснения даются не только в тексте, но и в названии таблицы.