МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Автоматизированные технологии сбора, анализа и визуализации научных данных
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Омельченко Д.А.

Рабочая программа дисциплины
Автоматизированные технологии сбора, анализа и визуализации научных данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить современные подходы к решению практических задач сбора, анализа и визуализации данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен систематизировать и представлять результаты профессиональной деятельности в сфере социальной работы, в том числе в форме публичного выступления
ПК-1: Способен к организации и проведению фундаментальных и прикладных исследований в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретические и практические аспекты решения задачи сбора, анализа и визуализации социологических данных при помощи автоматизированных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать новые технологии при сборе, анализе и визуализации данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками реализации и документирования процесса исследования от сбора данных до публикации отчетов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Автоматизированные технологии сбора научных данных Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Автоматизированные технологии анализа научных данных Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Автоматизированные технологии визуализации научных данных Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения Лабораторные 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения Сам. работа 3 20 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Автоматизированный анализ количественных социологических данных Лабораторные 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Автоматизированный анализ количественных социологических данных Сам. работа 3 14 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Визуализация одномерных распределений Лабораторные 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Визуализация одномерных распределений Сам. работа 3 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Визуализация двумерных распределений Лабораторные 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Визуализация двумерных распределений Сам. работа 3 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Визуализация многомерных данных Лабораторные 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Визуализация многомерных данных Сам. работа 3 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Направления повышения эффективности методов визуализации Лабораторные 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.15. Направления повышения эффективности методов визуализации Сам. работа 3 20 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4994
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миркин Б.Г. ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/46A41F93-BC46-401C-A30E-27C0FB60B9DE
Л2.2 Воскобойников Ю.Е. Регрессионный анализ данных в пакете MATHCAD: Учебные пособия Издательство "Лань", 2011 https://e.lanbook.com/book/666
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Веб-приложение для разработки и публикации опросов https://www.limesurvey.org/
Э2 Наборы открытых государственных данных https://hubofdata.ru/
Э3 База данных Европейского социального исследования ESS http://www.europeansocialsurvey.org/
Э4 Дизайнеры и ученые, которые визуализируют данные http://flowingdata.com/
Э5 Tumblr-блог о графиках http://ilovecharts.tumblr.com/
Э6 Ресурс с визуализациями сложных сетей http://www.visualcomplexity.com/vc/
Э7 Создание онлайн-диаграмм https://www.gliffy.com/
Э8 Идеи, проблемы, знания, данные — визуализация всего http://www.informationisbeautiful.net/
Э9 Новости и информация о визуализации данных https://datavisualization.ch/
Э10 Визуализация и визуальные коммуникации https://eagereyes.org/
Э11 Курс в Moodle "Автоматизированные технологии сбора,анализа и визуализации научных данных / Автоматизированные технологии сбора,анализа и визуализации социальных данных" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3098
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Программное обеспечение для математико-статистического анализа данных IBM SPSS Statistics.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по использованию электронного курса в системе Moodle, ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3098
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами в рамках аудиторных занятий, однако если студент не посещал лекции, он может освоить их самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале.
Выполнение всех практических заданий обязательно, остальные материалы носят факультативный характер и могут помочь при подготовке к зачету. Это ссылки на электронные ресурсы (вебинары), тексты монографий и статей, загруженные на сайт. Глоссарий содержит ряд понятий и терминов, знание которых пригодится при подготовке к зачету.

Методические указания студентам по оформлению диаграмм.

1. Названия рисунков оформляются внизу рисунка, выравнивание по центру, без абзационного отступа, в конце названия ставится точка. Если данные в процентах, и со знаком процента отражены на рисунке, все равно в подписи указывается единица измерения. После номера рисунка ставится тире.
2. Перед рисунком, а также после ставится межстрочный интервал 12пт.
3. Не допускать в рисунках орфографических и иных ошибок!
4. Рисунки оформляются без видимых внешних границ.
5. Все цифры и подписи на рисунках должны хорошо читаться.
6. Если рисунок содержится в отчете, который будет напечатан (например, магистерская диссертация) цветовая гамма подбирается так, чтобы при условии печати в сером цвете можно было бы отличить, где что.
7. Названия рисунков в рисунке не делаются.
8. Легенда размещается желательно снизу и без рамки.
9. Значения осей на рисунках, если нет в них необходимости, убираем.
10. Большинство объемных диаграмм выглядят красиво только на мониторе, при печати они "сливаются" и выглядят некрасиво.
11. В анкетах, например, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ всегда написано прописными буквами, в базе то же самое, потом такая подпись отправляется в рисунки. Оформлять как все остальные альтернативы (сочетание клавиш Shift+F3 позволяет сделать это просто и быстро).

Методические указания студентам по оформлению таблиц.

1. Названия таблиц оформляются перед таблицей, выравниваются по ширине, абзационный отступ не делается, в конце названия ставится точка. В названии таблицы указывается единица измерения. После номера таблицы ставится тире.
2. В шапках таблиц не делается сокращений, кроме общепринятых.
3. Таблицы выполняются 12 шрифтом, допустимо использовать интервал «точно». Выравнивание шапки по центру, крайнего левого столбца – по ширине, цифр в столбцах – по центру. Знак процента в столбцах не ставится, он есть в подписи таблицы. Если значения в ячейках пустые, то ставится либо «–», либо ячейка остается пустой.
4. Если в таблице помимо значений используется выделение полужирным, курсивом, заливкой или как-то еще, то необходимые пояснения даются не только в тексте, но и в названии таблицы.