Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование у студентов целостной системы представлений о современных методах и технологиях научно-исследовательской деятельности, способствовать повышению уровня компетентности в использовании современных социологических методов для анализа социальных проблем и получения эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития конкретных социальных явлений и процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
ОПК-2.1 | Обосновывает актуальность постановки фундаментальных и прикладных социологических исследований, формулирует цели и задачи социологического исследования |
ОПК-2.2 | На основе теорий и концепций социологии формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при постановке прикладных и фундаментальных социологических исследований |
ОПК-2.3 | Анализирует и развивает новые методы исследования применительно к задачам социологического исследования |
ОПК-2.4 | Обосновывает предложения по совершенствованию и разработке методов сбора и анализа социологических данных |
ОПК-2.5 | Разрабатывает стратегию управления социологическим исследованием |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы методологии и методики социологического исследования, перечислять основные методы социологического исследования, знать характеристики количественных и качественных методов исследования, характеризовать особенности прикладного исследования; структуру и логику программы социологического исследования, перечислить требования к выдвижению целей и задач исследования, охарактеризовать методику выдвижения гипотез исследования, знать критерии выбора объекта и предмета исследования, опознавать возможности и ограничения методов анализа и обработки данных социологического исследования, назвать основные принципы формирования выборочной совокупности и разработки инструментария социологического исследования; перечислить различные теории и концепции, применяемые в современных исследованиях, знать новые методические подходы к организации и проведению социологических исследований, опознавать современные методы исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | понимать место и роль социологических исследований в социологической науке и социальной практике, сравнивать различные виды социологического исследования, сравнивать и интерпретировать классические и современные методы исследования социальных процессов, интерпретировать особенности, возможности и ограничения количественных и качественных методов социологического исследования, обосновывать применение различных парадигм, теорий и концепций в организации и проведении прикладного исследования; самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований, ориентироваться в мировой литературе, включая результаты международных исследований, обосновывать применение того или иного исследовательского метода для решения задач исследования, понимать содержание и последовательность реализации организационных процедур социологического исследования, соотносить свою исследовательскую деятельность с международными тенденциями развития; классифицировать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования, обосновывать применение того или иного методического подхода к организации и проведению социологического исследования с учетом его целей и задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки теоретико-методологического основания эмпирического исследования, навыками применения методологии и основ социологической теории в зависимости от конкретного вида социологического исследования; навыками разработки программы социологического исследования, способами формирования выборочной совокупности, методикой организации и проведения социологического исследования с использованием различных технологий сбора данных, технологиями обработки и анализа результатов социологического исследования, моделями интерпретации данных; навыками планирования социологического исследования, навыками разработки исследовательской стратегии, обоснования и составления предложения/заявки на проведение исследования, навыками разработки и представления научных результатов исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования | ||||||
1.1. | Методы планирования, организации и проведения социологического исследования | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Управление процессом исследования как трудовой деятельностью: разведение ролей, затраты, методы стимулирования | Лекции | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Дизайн исследования как стратегия проведения эмпирического социологического исследования | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Обоснование выбора методов сбора и анализа данных | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основная стратегия исследования: поисковая, описательная, аналитическая | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Методы планирования, организации и проведения социологического исследования | Сам. работа | 1 | 13 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Современные методы сбора социологической информации | ||||||
2.1. | Современные методы сбора социологической информации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Технологии сбора данных: общие проблемы традиционных и современных методов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Сбор информации методами опросов: интервью face-to-face, телефонное интервью, анкетирование, on-line и off-line опросы, прессовые и почтовые опросы | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Развитие опросов в формате mixed-method.Способы использования количественно-качественных (mixed) методов | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Интервью (биографическое, фокусированное, углубленное/глубинное и др.). Фокус-группа. Коллективная дискуссия. Открытая групповая дискуссия. Анализ случая как исследовательская стратегия. | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Современные методы сбора социологической информации | Сам. работа | 1 | 13 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования | ||||||
3.1. | Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Обоснование методов обработки данных. Назначение программ для ввода данных. Технология компьютерного анализа социологических данных. | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Анализ одномерных распределений и таблиц сопряженности. Методы многомерного анализа. Социологический индекс как инструмент анализа социологических эмпирических данных. | Практические | 1 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Документальные источники в социологических исследованиях и методы их анализа. Качественный подход к анализу текстов. | Сам. работа | 1 | 13 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования | Сам. работа | 1 | 13 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС прилагается |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М.Ф. | Основы научных исследований: Учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
Э8 | http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики | |||
Э9 | Курс в Moodle «Методология и технологии научно-исследовательской деятельности» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |