МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология терроризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева Ольга Валерьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психология терроризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание сущности и содержания социально-педагогической деятельности и обучить методикам социально-педагогической работы при чрезвычайных ситуациях
дать комплексное представление о проблеме терроризма в обществе
разрабатывать индивидуальные и групповые социально-педагогические методики воздействия и взаимодействия при Ч.С.
анализировать результаты социально-педагогической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-9 Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.перечислить структурные компоненты содержания психологии терроризма; назвать формы, методы, приемы, средства и технологии при Ч.С.
назвать социальных партнеров специалиста по социальной работе, организующего групповую работу с пострадавшими при ЧС;
перечислить формы групповой работы с подростками, в которых может участвовать психолог, педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по охране прав детства; врач.
3.2.Уметь:
3.2.1.определить цели социально-педагогической деятельности и способы их достижения; разработать и проанализировать социально-педагогическое мероприятие.
применять методы профилактики риска терроризма в данном конкретном обществе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и средствами защиты населения при террористических актах; сравнить содержание и методику деятельности социального педагога и психолога при чрезвычайных ситуациях.
навыком планирования групповой работы с пострадавшими при ЧС с привлечением ресурсов микросоциума.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология терроризма
1.1. Терроризм – угроза безопасности Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Международный характер терроризма Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности современного терроризма в России Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Терроризм – угроза безопасности Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Система противодействия терроризму в Российской Федерации и за рубежом Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.7. Правовая основа противодействия терроризму Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. Меры по устранению социальной основы терроризма Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.9. Противодействия терроризму: проблемы финансирования Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.10. Система противодействия терроризму в Российской Федерации и за рубежом Сам. работа 8 14 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.11. Современные информационные технологии и противодействие терроризму Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.12. Информационные технологии как объект терроризма Практические 8 1 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.13. Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации Практические 8 1 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.14. Электромагнитный терроризм Практические 8 1 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.15. Ислам, исламизм и терроризм. Некоторые черты психологии исламистов Практические 8 1 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.16. Современные информационные технологии и противодействие терроризму Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.17. Защита населения от террористических воздействий Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.18. Мероприятия по обеспечению безопасности населения Практические 8 1 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.19. Меры личной безопасности Практические 8 1 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.20. Практические меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.21. Защита населения от террористических воздействий Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белашева И. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л. Психология терроризма: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кафтан В.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Советы профессионалов www.fsb.ru
Э2 Портал, освещающий события про терроризм в мире terrorizm.net
Э3 Информационно-тематическая площадка по терроризму в России и за рубежом, ежедневный мониторинг российской и зарубежной прессы по теме «терроризм», правовая и справочная информация antiterror.ru
Э4 Карта происшествий в мире, потенциально связанных с терроризмом (обновление в реальном масштабе времени) www.globalincidentmap.com
Э5 Перечень террористических актов, организаторов и исполнителей которых подозревают в связях с «Аль-Каидой» www.infoplease.com
Э6 Курс в Moodle «Психология терроризма» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации преподавателю
При изучении дисциплины преподавателю рекомендуется:
1. лекционные часы использовать для обеспечения понимания студентами изучаемого материала;
2. часы практических занятий направлять на обеспечение усвоения студентами изучаемого материала и на формирование у студентов практических знаний и умений;
3. следует обратить внимание на овладение студентами тезауруса курса дисциплины.
4. постоянно знакомить студентов с новинками литературы по проблемам психологии суицида, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.
5. формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации).
6. особое внимание на практических занятиях обращать на формирование у студентов умения работать с научными текстами, анализировать их, сравнивать различные теории и концепции, делать самостоятельные выводы.
7. на практических занятиях обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, доказательность и аргументацию при ведении научной дискуссии.
8. при изучении курса дисциплины использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.
9. при организации текущего, промежуточного и итогового контроля применять индивидуально-ориентированный план и учебное тестирование.
10. студентам, досрочно и успешно выполнившим индивидуально – ориентированный план по учебной дисциплине, предоставлять возможность получения итоговой оценки автоматически.

Методические указания студентам
При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам психологии суицида и периодики;
4. вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса;
5. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса.