МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Городская психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология города и развитие городской среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СГиРГС-1-2020
Часов по учебному плану 104
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 104 104 104 104

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Омельченко Д.А.

Рабочая программа дисциплины
Городская психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
Направление 39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с основными взглядами на взаимодействие человека и города.
Знакомство с основными понятиями психологии городской среды.
Формирование представлений о структуре городской среды и функциях различных субсред в развитии индивидуальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.1 Формирует и анализирует информационные массивы, обеспечивающие подготовку отчетов, обзоров, аннотаций, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов, презентаций
ПК-2.2 Организует и разрабатывает систему критериев и норм оценки научного потенциала профессиональных публикаций, информационных материалов, презентаций, научных докладов и сообщений
ПК-2.3 Анализирует и обобщает специфику различных подходов в исследовании города и развития городской среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности городской среды;
особенности поведения и общения жителей мегаполиса;
исследования безопасности в большом городе.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать методологическое обоснование исследования городской среды;
создавать инструментарий для изучения восприятия городской среды и отношения к ней людей;
анализировать результаты количественных и качественных исследований городской среды с позиций психологического подхода.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выбора оптимальных методологических подходов для исследования города и городской среды;
навыками выработки рекомендаций для улучшения и развития городской среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Городская психология
1.1. Основы урбанистической психологии Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Город как предмет психологии среды Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Урбанистические и анти-урбанистические теории. Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Теории психологии города Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Структура городской среды Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Единицы городской среды (площадь, перекресток, двор, улица и пр.) Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Городская идентичность. Соседство. Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Безопасность в городе. Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Звуковой ландшафт города. Сам. работа 1 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сазонов Э. В. ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблева Г.Б. - под ред., Меренков А.В. - под ред. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Н.В. Гусакова Мониторинг и охрана городской среды : Учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Городская психология" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.