МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармакология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармакология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврик О.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обеспечение студентов необходимой информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области фармакологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия, номенклатуру и принципы фармакологии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать номенклатуру и принципы фармакологии в познавательной деятельности и при исследовании растений; выбирать методы фармакологии для решения типичных задач в профессиональной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки, позволяющие с высокой степенью самостоятельности осваивать современные биотехнологические методы, используемые в профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая фармакология
1.1. Общая фармакология: виды действия лекарственных веществ. Лекции 1 2 ОПК-3
1.2. Общая фармакология: основы фармакокинетики Лабораторные 1 2 ОПК-3
1.3. Общая фармакология: комбинированное действие препаратов и дозирование Лабораторные 1 2 ОПК-3
Раздел 2. Частная фармакология
2.1. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию (местные анестетики) Лекции 1 2 ОПК-3
2.2. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию (вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие и раздражающие средства) Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.3. Лекарственные средства, действующие в области окончаний афферентных нервов. Классификация синаптотропных средств Лабораторные 1 2 ОПК-3
2.4. М-холиномиметики. Антихолинэстеразные средства. Реактиваторы ацетилхолинэстеразы Лабораторные 1 2 ОПК-3
2.5. М-холиноблокирующие лекарственные средства Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.6. Лекарственные средства, влияющие на Н-холинорецепторы Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.7. Адреномиметические и симпатомиметические лекарственные средства Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.8. Средства для наркоза. Спирт этиловый Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.9. Снотворные, противоэпилептические и антипаркинсонические лекарственные средства Лабораторные 1 2 ОПК-3
2.10. Нейролептики, транквилизаторы, седативные средства Лабораторные 1 2 ОПК-3
2.11. Адаптогенные, ноотропные и аналептические средства Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.12. Психостимуляторы. Антидепрессанты Лабораторные 1 4 ОПК-3
2.13. Антиманиакальные средства Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.14. Наркотические анальгетики Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.15. Противовоспалительные лекарственные средства Сам. работа 1 2 ОПК-3
2.16. Противоаллергические лекарственные средства Сам. работа 1 2 ОПК-3
2.17. Лекарственные средства, влияющие на органы дыхания (бронхолитические средства) Лабораторные 1 4 ОПК-3
2.18. Антиатеросклеротические средства Сам. работа 1 2 ОПК-3
2.19. Противокашлевые и отхаркивающие средства Сам. работа 1 2 ОПК-3
2.20. Лекарственные средства, влияющие на артериальное давление (гипотензивные средства) Лабораторные 1 4 ОПК-3
2.21. Лекарственные средства для лечения ИБС Лекции 1 2 ОПК-3
2.22. Антиаритмические лекарственные средства Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.23. Лекарственные средства, стимулирующие работу сердца Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.24. Диуретики и урикозурические лекарственные средства Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.25. Гипертензивные лекарственные средства Лекции 1 2 ОПК-3
2.26. Лекарственные средства, влияющие на органы пищеварения (средства, влияющие на аппетит, средства при нарушении функции желез желудка, средства противоязвенные, антацидные средства) Сам. работа 1 2 ОПК-3
2.27. Лекарственные средства, влияющие на органы пищеварения (рвотные, противорвотные, желчегонные и слабительные средства). Средства, применяемые при нарушении функции поджелудочной железы Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.28. Гормональные средства (препараты гипоталамо-гипофизарных гормонов, препараты гормонов щитовидной, паращитовидной и поджелудочной желез) Лабораторные 1 4 ОПК-3
2.29. Лекарственные средства, влияющие на репродуктивую систему Сам. работа 1 3 ОПК-3
2.30. Лекарственные средства, влияющие на кровь Сам. работа 1 4 ОПК-3
2.31. Синтетические противомикробные лекарственные средства (сульфаниламиды, нитрофураны, 8-оксихинолины, хинолоны, фторхинолоны и др.) Лекции 1 2 ОПК-3
2.32. Антибиотики Лабораторные 1 2 ОПК-3
2.33. Противотуберкулезные лекарственные средства Лекции 1 2 ОПК-3
2.34. Противовирусные и противогрибковые лекарственные средства Сам. работа 1 2 ОПК-3
2.35. Противопротозойные и антигельминтные лекарственные средства Сам. работа 1 3 ОПК-3
2.36. Антисептические и дезинфицирующие лекарственные средства Лабораторные 1 2 ОПК-3
2.37. Противоспирохетозные лекарственные средства. Сам. работа 1 3 ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
Предмет фармакологии. Фармакодинамика и фармакокинетика – составные части фармакологии.
Пути и способы введения лекарственных веществ в организм.
Виды и характер действия лекарственных веществ.
Доза лекарственного вещества. Способы ее выражения во врачебной рецептуре.
Понятие о лечебном, токсическом, главном, побочном эффектах лекарственного вещества.
Прямое, косвенное и побочное действие лекарств.
Всасывание лекарственных веществ, их транспорт и распределение в организме. Экскреция и элиминация лекарственных веществ.
Транспорт лекарственных средств через биологические мембраны.
Метаболизм лекарственных веществ в организме.
Комбинированное действие лекарственных веществ: синергизм, потенцирование, антагонизм.
Повторное введение лекарственных веществ. Понятия толерантности и кумуляции. Привыкание и пристрастие к лекарственным веществам.
Явления, возникающие при повторном введении лекарственных веществ. Возможные осложнения при повторном приеме лекарственных средств.
Токсичность лекарственных веществ, ее виды.
Рецепторы плазматических мембран, их участие в развитии фармакологического ответа клетки.
Внутриклеточные рецепторы, их участие в развитии фармакологического ответа клетки.
Понятия «лекарственное вещество», «лекарственный препарат», «лекарственная форма», «доза лекарственного вещества». Разновидности доз.
Твердые лекарственные формы.
Мягкие лекарственные формы.
Жидкие лекарственные формы.
Ацетилхолин. Его биосинтез и метаболизм. Холинорецепторы, их классификация. М-холиномиметики.
Холинорецепторы. Их типы, локализация. Строение м-холинорецепторов и механизмы их функционирования. М-холиноблокаторы.
Ацетилхолин. Его биосинтез, метаболизм, взаимодействие с рецепторами. Фармакологические свойства м- и н-холиномиметиков.
Фармакологические свойства веществ, действующих в области м-холинорецепторов.
Строение и функционирование н-холинорецепторов. Их распределение в организме. Н-холиномиметики. Ганглиоблокаторы.
Холинэстеразы. Их типы, локализация и функционирование. Антихолинэстеразные средства.
Структура и функционирование адренергического синапса. Основные принципы фармакологической регуляции его активности.
Адренорецепторы., их типы и локализация в организме.
Местные анестетики. Механизмы их действия. Виды местной анестезии.
Наркозные средства, их классификация.
Снотворные средства. Их влияние на ЦНС. Побочные эффекты.
Наркотические вещества. Классификация. Понятия “привыкание” и “пристрастие”. Механизмы развития зависимости и толерантности.
Опиаты. Их классификация, химическое строение, фармакологические свойства. Опиоидные рецепторы, их антагонисты.
Наркотические анальгетики. Их химическое строение, механизм действия и фармакологические свойства.
Алкоголи. Этиловый спирт. Его метаболизм. Местное и резорбтивное действие этанола. Его влияние на ЦНС. Острое и хроническое отравление этанолом.
Антипсихотические средства (нейролептики). Механизм их действия и фармакологические свойства
Анксиолитические средства (транквилизаторы). Их классификация, механизм действия и фармакологические свойства.
Антидепрессанты, их классификация, механизм их действия и фармакологические свойства.
Психостимуляторы. Их разновидности, классификация и механизм действия и фармакологические свойства. Особенности фармакологических свойств кофеина.
Средства, применяемые для лечения нейродегенеративных заболеваний.
Гистамин. Гистаминовые рецепторы. Антигистаминные препараты.
Серотонин. Рецепторы серотонина. Серотонинергические средства, их свойства и применение в клинике.
Простагландины. Их биосинтез, метаболизм и фармакологические свойства. Применение в клинике. Ингибиторы синтеза простагландинов.
Фармакологическая регуляция гемостаза. Прямые и непрямые антикоагулянты. Фибринолитики, антифибринолитические средства.
Антитромбоцитарные средства.
Диуретики. Их классификация, механизм действия и применение в клинике.
Гипотензивные средства. Их классификация, механизм действия и применение в клинике.
Средства, применяемые при сердечной недостаточности.
Антиангинальные средства. Их классификация. Молекулярный и патофизиологический механизмы действия.
Гиполипидемические средства.
Антиаритмические средства. Их механизм действия и клиническое применение.
Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях органов дыхания.
Гормоны гипоталамуса. Применение их аналогов в клинике.
Гормоны гипофиза. Их виды, применение их аналогов в клинике.
Гормоны поджелудочной железы. Синтетические гипогликемические средства.
Гормоны щитовидной железы. Протиреоидные и антитиреоидные средства.
Гормоны коры надпочечников. Синтетические глюкокортикоидные препараты, их фармакологические свойства.
Мужские половые гормоны. Механизмы действия. Анаболические стероиды. Антиандрогены
Женские половые гормоны. Их биосинтез, биологическая роль и фармакологические свойства. Антиэстрогены. Гормональные контрацептивные средства.
Антибактериальные химиотерапевтические средства. Классификация и механизм действия.
Противовирусные средства. Их классификация и фармакологические свойства.
Противогрибковые средства.
Противоопухолевые средства. Их классификация и применение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
История развития фармакологии в России.
Рецепторные механизмы действия лекарственных веществ
Курареподобные средства. Их классификация, механизм действия и фармакологические свойства.
Биологическая роль и фармакологические свойства адреналина.
Противоэпилептические средства.
Механизм действия и фармакологические свойства наркозных средств.
Механизм барбитуратной индукции метаболизма лекарственных веществ.
Фармакологические свойства нестероидных противовоспалительных средств и ненаркотических анальгетиков.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
015Л лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Фармакология" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя.
– оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
– оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.