МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармакогнозия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнов С.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармакогнозия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврик О.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у обучающихся знаний, умений и практических навыков по вопросам общей и специальной части фармакогнозии, в основу которых, положены вопросы рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья. А также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные биологические понятия, принципы и понятия фармакогнозии.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять лабораторные исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы в лабораторных и полевых условиях, навыками работы с литературой по теме и с лабораторным оборудованием

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья
1.1. Вводное занятие. Основные методы фармакогностического анализ. Лекции 3 1 Л1.1
1.2. Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья Лабораторные 3 4 Л1.1
1.3. Микроскопический анализ лекарственного растительного сырья Лабораторные 3 4 Л1.1
1.4. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья Лекции 3 1 Л1.1
1.5. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. Лабораторные 3 2 Л1.1
1.6. Определение подлинности, измельчённости и содержания примесей в лекарственном растительном сырье Лабораторные 3 2 Л1.1
1.7. Определение числовых показателей лекарственного растительного сырья Сам. работа 3 4 Л1.1
Раздел 2. Лекарственные растения и сырье, содержащие вещества первичного синтеза, эфирные масла, горечи
2.1. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды Лабораторные 3 2 Л1.1
2.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие полисахариды Сам. работа 3 4 Л1.1
2.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащее витамины Сам. работа 3 4 Л1.1
2.4. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья содержащего терпеноиды и эфирные масла Лабораторные 3 2 Л1.1
2.5. Анализ эфирных масел Лабораторные 3 4 Л1.1
2.6. Лекарственные растения и сырьё, с преобладанием в эфирном масле монотерпенов Сам. работа 3 7 Л1.1
2.7. Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла группы сесквитерпенов Сам. работа 3 4 Л1.1
2.8. Лекарственные растения и сырьё, содержащие горечи Сам. работа 3 4 Л1.1
2.9. Лекарственные растения и сырьё, содержащие эфирные масла группы ароматических соединений Сам. работа 3 4 Л1.1
2.10. Лекарственные растения, содержащие жирные масла. Анализ жирных масел Лабораторные 3 4 Л1.1
Раздел 3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие стероидные и тритерпеновые гликозиды
3.1. Гликозиды, как группа биологически активных веществ лекарственных растений Сердечные гликозиды Лекции 3 1 Л1.1
3.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие сердечные гликозиды. Сам. работа 3 4 Л1.1
3.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие сапонины, фитоэкдизоны. Сам. работа 3 4 Л1.1
Раздел 4. Лекарственные растения и сырьё, содержащие фенольные соединения
4.1. Лекарственные растения и сырьё, содержащие простые фенолы, фенолоспирты, лигнаны Лекции 3 2 Л1.1
4.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие кумарины и хромоны Сам. работа 3 4 Л1.1
4.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие антраценпроизводные Сам. работа 3 4 Л1.1
4.4. Флавоноиды, как группа биологически активных веществ лекарственных растений. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды Сам. работа 3 4 Л1.1
4.5. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества Сам. работа 3 5 Л1.1
4.6. Лекарственные растения и сырьё, содержащие дубильные вещества Сам. работа 3 5 Л1.1
Раздел 5. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды и вещества различного химического става
5.1. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды Лекции 3 1 Л1.1
5.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды групп прирролизидина, тропана, индола, пурина, алкалоиды с азотом в боковой цепи (протоалкалоиды) Сам. работа 3 5 Л1.1
5.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды групп изохинолина, хинолизидина. Источники стероидных алкалоидов Сам. работа 3 5 Л1.1
5.4. Лекарственные растения и сырьё, содержащие вещества различного химического состава Сам. работа 3 5 Л1.1
Раздел 6. Лекарственное сырьё животного происхождения
6.1. Лекарственное сырьё животного происхождения Лекции 3 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.История развития фармакогнозии.
2. Макро- и микроэлементный состав лекарственных растений.
3. Народная медицина - путь к поиску новых лекарственных средств
4. Применение растений в косметике.
5. Ароматерапия. Применение эфирных масел в медицинской практике.
6. Лекарственные растения, входящие в состав грудных сборов.
7. Лекарственные растения, входящие в состав желчегонных сборов.
8. Смолы и бальзамы: изученность и перспективы использования.
9. Использование хроматографических методов в анализе растительного сырья.
10. Фитотерапия заболеваний органов дыхания.
11. Слабительные средства растительного происхождения.
12. Фитотерапия сердечно-сосудистых заболеваний.
13. Фитотерапия заболеваний нервной системы.
14. Фитотерапия диатеза и аллергических заболеваний.
15. Фитотерапия злокачественных новообразований.
16. Особенности фитотерапии в геронтологии.
17. Лекарственные растения – источники витаминов.
18. Растительные источники рутина и других препаратов, обладающих Р-витаминной активностью.
19. Перспективы использования полисахаридов в медицине и фармации.
20. Слизи и камеди - биологически активные вещества.
21. Применение водорослей в медицинской практике.
22. Продукты жизнедеятельности пчел и их применение в медицине.
23. Панты: характеристика, применение в медицине.
24. Яды змей: характеристика, применение в медицине.
25. Мумие – ценный лечебный продукт.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Химический состав лекарственных растений и его изменчивость.
2. Лекарственные сборы: характеристика, классификация, методы анализа.
3. Медицина народов Алтая.
4. Эфирные масла и методы их анализа
5. Лекарственные растения, применяемые в урологии.
6. Характеристика продуктов сосны и пихты, используемых в медицинской практике.
7. Березы: их изученность, пути использования и перспективы применения в медицине.
8. Фитотерапия. Принципы фитотерапии.
9. Фитотерапия заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.
10. Фитотерапия заболеваний печени.
11. Фитотерапия гипертонии и атеросклероза.
12. Фитотерапия кожных заболеваний.
13. Фитотерапия сахарного диабета.
14. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы.
15. Применение пищевых растений для профилактики и лечения различных заболеваний.
16. Лекарственные растения, применяемые в качестве кровоостанавливающих средств.
17. Полисахариды: классификация, химическая характеристика, применение в медицине.
18. Пектины и альгинаты – перспективные классы биологически активных соединений.
19. Полисахариды водорослей.
20. Историческая справка о применении продуктов животного происхождения в медицине.
21. Гирудотерапия.
22. Характеристика продуктов животного происхождения, используемых в медицине (ланолин, спермацет, желатин и др.).
23. Медвежья желчь. Перспективы использования в медицине.
24. Морская фармация.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по фармакогнозии

1. Фармакогнозия как наука и учебная дисциплина. Задачи фармакогнозии на современном этапе. Значение фармакогнозии в практической деятельности провизора.
2. Основные понятия фармакогнозии (биологически активные вещества, лекарственные растения, лекарственное растительное сырьё и т.д.).
3. Основные направления научных исследований в области изучения лекарственных растений. Основные научные центры.
4. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. Методы фармакогностического анализа. Определение подлинности и доброкачественности лекарственного растительного сырья.
5. Товароведческий, макроскопический, микроскопический, гистохимический, фитохимический методы анализы. Цель и задачи, методики проведения.
6. Терпеноиды. Общая характеристика, классификация. Растительные источники терпеноидов. Применение в медицине.
7. Эфирные масла. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ эфирных масел.
8. Химический состав и классификация эфирных масел и эфиромасличного сырья. Значение эфирных масел для растений и закономерности в динамике их накопления.
9. Способы получения эфирных масел из растительного сырья. Пути использования эфиромасличного сырья. Особенности заготовки, сушки и хранения.
10. Методы количественного определения эфирных масел в лекарственном растительном сырье по ГФХIII.
11. Лекарственные растения и сырье, содержащие горечи и иридоиды. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицине.
12. Витамины. Классификация. Физико-химические свойства. Качественное и количественное определение витаминов в лекарственном растительном сырье (на примере плодов шиповника). Пути использования витаминосодержащего сырья в медицине. Лекарственные формы и препараты из витаминосодержащего сырья. Значение витаминов в жизнедеятельности человека.
13. Каротиноиды. Определение. Классификация. Значение. Физико-химические свойства. Основные виды фармакологического действия.
14. Полисахариды. Классификация. Физико-химические свойства. Медицинское значение.
15. Слизи. Определение. Классификация. Физико-химически свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике.
16. Пектины клетчатка. Определение. Физико-химические свойства. Значение. Медицинское и народнохозяйственное использование.
17. Пектин и клетчатка. Физико-химические свойства. Растения, содержащие пектин и клетчатку. Медицинское и народнохозяйственное использование.
18. Жирные масла. Определение. Классификация. Физико-химические свойства растительных жиров. Применение в медицине.
19. Определение понятия «сердечные гликозиды». Классификация сердечных гликозидов с примерами формул и ЛРС, содержащего отдельные группы сердечных гликозидов.
20. Физико-химические свойства сердечных гликозидов. Методы выделения. Качественный и количественный анализ лекарственного сырья, содержащего сердечные гликозиды.
21. Особенности строения, классификация и растительные источники сердечных гликозидов. Связь химического строения с фармакологическим действием сердечных гликозидов.
22. Особенности заготовки, сушки и хранения сырья, содержащего сердечные гликозиды. Биологические и химические методы стандартизации лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды.
23. Сапонины. Классификация. Физико-химические свойства. Количественный и качественный анализ сырья, содержащего сапонины. Применение в медицине.
24. Стероидные сапонины. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике.
25. Тритерпеновые сапонины. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике.
26. Алкалоиды. Классификация. Роль отечественных ученых в изучении алкалоидов.
27. Методы выделения, очистки и анализа алкалоидов из лекарственного растительного сырья.
28. Распространение алкалоидов в растительном мире, их локализация в растениях. Влияние онтогенных факторов и условий среды на накопление алкалоидов в растениях.
29. Качественный и количественный анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды.
30. Фенольные соединения. Общая характеристика. Классификация. Растительные источники простых фенолов, феногликозидов и лигнанов. Применение в медицинской практике.
31. Кумарины и хромоны. Классификация. Физико-химические свойства. Методы анализа. Применение в медицине.
32. Антраценпроизводные. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ. Применение в медицине.
33. Флавоноиды. Классификация. Распространение в растительном мире. Медицинское значение.
34. Физико-химические свойства флавоноидов. Методы выделения. Качественный и количественный анализ.
35. Дубильные вещества. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества.
36. Конденсированные дубильные вещества. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицинской практике.
37. Гидролизуемые дубильные вещества. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицинской практике.
38. Витамин К. Определение. Классификация. Значение. Растительные источники.
39. Лекарственные растения и сырье, различного химического состава (чага, коланхое перистое, почечный чай, малина).
40. Анализ резанного и порошкованного лекарственного растительного сырья и лекарственных форм на его основе (таблетки, гранулы).
41. Лекарственное сырье животного происхождения (яды змей, панты, медицинские пиявки). Пути использования в медицине.
42. Продукты жизнедеятельности медоносных пчел.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самылина, Ирина Александровна Фармакогнозия : учебник / И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. : М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. , 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
015Л лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Фармакогнозия" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя.
– оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
– оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.