МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармакогнозия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнов С.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармакогнозия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврик О.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у обучающихся знаний, умений и практических навыков по вопросам общей и специальной части фармакогнозии, в основу которых, положены вопросы рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья. А также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные биологические понятия, принципы и понятия фармакогнозии.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять лабораторные исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы в лабораторных и полевых условиях, навыками работы с литературой по теме и с лабораторным оборудованием

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья
1.1. Вводное занятие. Основные методы фармакогностического анализ. Лекции 1 2 Л1.1
1.2. Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья Лабораторные 1 4 Л1.1
1.3. Микроскопический анализ лекарственного растительного сырья Лабораторные 1 4 Л1.1
1.4. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья Лекции 1 2 Л1.1
1.5. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. Лабораторные 1 4 Л1.1
1.6. Определение подлинности, измельчённости и содержания примесей в лекарственном растительном сырье Лабораторные 1 4 Л1.1
1.7. Определение числовых показателей лекарственного растительного сырья Сам. работа 1 4 Л1.1
Раздел 2. Лекарственные растения и сырье, содержащие вещества первичного синтеза, эфирные масла, горечи
2.1. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды Лабораторные 1 4 Л1.1
2.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие полисахариды Сам. работа 1 4 Л1.1
2.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащее витамины Сам. работа 1 4 Л1.1
2.4. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья содержащего терпеноиды и эфирные масла Лабораторные 1 4 Л1.1
2.5. Анализ эфирных масел Лабораторные 1 4 Л1.1
2.6. Лекарственные растения и сырьё, с преобладанием в эфирном масле монотерпенов Сам. работа 1 4 Л1.1
2.7. Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла группы сесквитерпенов Сам. работа 1 4 Л1.1
2.8. Лекарственные растения и сырьё, содержащие горечи Сам. работа 1 4 Л1.1
2.9. Лекарственные растения и сырьё, содержащие эфирные масла группы ароматических соединений Сам. работа 1 4 Л1.1
2.10. Лекарственные растения, содержащие жирные масла. Анализ жирных масел Лабораторные 1 4 Л1.1
Раздел 3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие стероидные и тритерпеновые гликозиды
3.1. Гликозиды, как группа биологически активных веществ лекарственных растений Сердечные гликозиды Лекции 1 2 Л1.1
3.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие сердечные гликозиды. Сам. работа 1 4 Л1.1
3.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие сапонины, фитоэкдизоны. Сам. работа 1 4 Л1.1
Раздел 4. Лекарственные растения и сырьё, содержащие фенольные соединения
4.1. Лекарственные растения и сырьё, содержащие простые фенолы, фенолоспирты, лигнаны Лекции 1 2 Л1.1
4.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие кумарины и хромоны Сам. работа 1 4 Л1.1
4.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие антраценпроизводные Сам. работа 1 4 Л1.1
4.4. Флавоноиды, как группа биологически активных веществ лекарственных растений. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды Сам. работа 1 4 Л1.1
4.5. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества Сам. работа 1 5 Л1.1
4.6. Лекарственные растения и сырьё, содержащие дубильные вещества Сам. работа 1 5 Л1.1
Раздел 5. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды и вещества различного химического става
5.1. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды Лекции 1 2 Л1.1
5.2. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды групп прирролизидина, тропана, индола, пурина, алкалоиды с азотом в боковой цепи (протоалкалоиды) Сам. работа 1 5 Л1.1
5.3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды групп изохинолина, хинолизидина. Источники стероидных алкалоидов Сам. работа 1 5 Л1.1
5.4. Лекарственные растения и сырьё, содержащие вещества различного химического состава Сам. работа 1 5 Л1.1
Раздел 6. Лекарственное сырьё животного происхождения
6.1. Лекарственное сырьё животного происхождения Лекции 1 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.История развития фармакогнозии.
2. Макро- и микроэлементный состав лекарственных растений.
3. Народная медицина - путь к поиску новых лекарственных средств
4. Применение растений в косметике.
5. Ароматерапия. Применение эфирных масел в медицинской практике.
6. Лекарственные растения, входящие в состав грудных сборов.
7. Лекарственные растения, входящие в состав желчегонных сборов.
8. Смолы и бальзамы: изученность и перспективы использования.
9. Использование хроматографических методов в анализе растительного сырья.
10. Фитотерапия заболеваний органов дыхания.
11. Слабительные средства растительного происхождения.
12. Фитотерапия сердечно-сосудистых заболеваний.
13. Фитотерапия заболеваний нервной системы.
14. Фитотерапия диатеза и аллергических заболеваний.
15. Фитотерапия злокачественных новообразований.
16. Особенности фитотерапии в геронтологии.
17. Лекарственные растения – источники витаминов.
18. Растительные источники рутина и других препаратов, обладающих Р-витаминной активностью.
19. Перспективы использования полисахаридов в медицине и фармации.
20. Слизи и камеди - биологически активные вещества.
21. Применение водорослей в медицинской практике.
22. Продукты жизнедеятельности пчел и их применение в медицине.
23. Панты: характеристика, применение в медицине.
24. Яды змей: характеристика, применение в медицине.
25. Мумие – ценный лечебный продукт.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Химический состав лекарственных растений и его изменчивость.
2. Лекарственные сборы: характеристика, классификация, методы анализа.
3. Медицина народов Алтая.
4. Эфирные масла и методы их анализа
5. Лекарственные растения, применяемые в урологии.
6. Характеристика продуктов сосны и пихты, используемых в медицинской практике.
7. Березы: их изученность, пути использования и перспективы применения в медицине.
8. Фитотерапия. Принципы фитотерапии.
9. Фитотерапия заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.
10. Фитотерапия заболеваний печени.
11. Фитотерапия гипертонии и атеросклероза.
12. Фитотерапия кожных заболеваний.
13. Фитотерапия сахарного диабета.
14. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы.
15. Применение пищевых растений для профилактики и лечения различных заболеваний.
16. Лекарственные растения, применяемые в качестве кровоостанавливающих средств.
17. Полисахариды: классификация, химическая характеристика, применение в медицине.
18. Пектины и альгинаты – перспективные классы биологически активных соединений.
19. Полисахариды водорослей.
20. Историческая справка о применении продуктов животного происхождения в медицине.
21. Гирудотерапия.
22. Характеристика продуктов животного происхождения, используемых в медицине (ланолин, спермацет, желатин и др.).
23. Медвежья желчь. Перспективы использования в медицине.
24. Морская фармация.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по фармакогнозии

1. Фармакогнозия как наука и учебная дисциплина. Задачи фармакогнозии на современном этапе. Значение фармакогнозии в практической деятельности провизора.
2. Основные понятия фармакогнозии (биологически активные вещества, лекарственные растения, лекарственное растительное сырьё и т.д.).
3. Основные направления научных исследований в области изучения лекарственных растений. Основные научные центры.
4. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. Методы фармакогностического анализа. Определение подлинности и доброкачественности лекарственного растительного сырья.
5. Товароведческий, макроскопический, микроскопический, гистохимический, фитохимический методы анализы. Цель и задачи, методики проведения.
6. Терпеноиды. Общая характеристика, классификация. Растительные источники терпеноидов. Применение в медицине.
7. Эфирные масла. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ эфирных масел.
8. Химический состав и классификация эфирных масел и эфиромасличного сырья. Значение эфирных масел для растений и закономерности в динамике их накопления.
9. Способы получения эфирных масел из растительного сырья. Пути использования эфиромасличного сырья. Особенности заготовки, сушки и хранения.
10. Методы количественного определения эфирных масел в лекарственном растительном сырье по ГФХIII.
11. Лекарственные растения и сырье, содержащие горечи и иридоиды. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицине.
12. Витамины. Классификация. Физико-химические свойства. Качественное и количественное определение витаминов в лекарственном растительном сырье (на примере плодов шиповника). Пути использования витаминосодержащего сырья в медицине. Лекарственные формы и препараты из витаминосодержащего сырья. Значение витаминов в жизнедеятельности человека.
13. Каротиноиды. Определение. Классификация. Значение. Физико-химические свойства. Основные виды фармакологического действия.
14. Полисахариды. Классификация. Физико-химические свойства. Медицинское значение.
15. Слизи. Определение. Классификация. Физико-химически свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике.
16. Пектины клетчатка. Определение. Физико-химические свойства. Значение. Медицинское и народнохозяйственное использование.
17. Пектин и клетчатка. Физико-химические свойства. Растения, содержащие пектин и клетчатку. Медицинское и народнохозяйственное использование.
18. Жирные масла. Определение. Классификация. Физико-химические свойства растительных жиров. Применение в медицине.
19. Определение понятия «сердечные гликозиды». Классификация сердечных гликозидов с примерами формул и ЛРС, содержащего отдельные группы сердечных гликозидов.
20. Физико-химические свойства сердечных гликозидов. Методы выделения. Качественный и количественный анализ лекарственного сырья, содержащего сердечные гликозиды.
21. Особенности строения, классификация и растительные источники сердечных гликозидов. Связь химического строения с фармакологическим действием сердечных гликозидов.
22. Особенности заготовки, сушки и хранения сырья, содержащего сердечные гликозиды. Биологические и химические методы стандартизации лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды.
23. Сапонины. Классификация. Физико-химические свойства. Количественный и качественный анализ сырья, содержащего сапонины. Применение в медицине.
24. Стероидные сапонины. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике.
25. Тритерпеновые сапонины. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике.
26. Алкалоиды. Классификация. Роль отечественных ученых в изучении алкалоидов.
27. Методы выделения, очистки и анализа алкалоидов из лекарственного растительного сырья.
28. Распространение алкалоидов в растительном мире, их локализация в растениях. Влияние онтогенных факторов и условий среды на накопление алкалоидов в растениях.
29. Качественный и количественный анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды.
30. Фенольные соединения. Общая характеристика. Классификация. Растительные источники простых фенолов, феногликозидов и лигнанов. Применение в медицинской практике.
31. Кумарины и хромоны. Классификация. Физико-химические свойства. Методы анализа. Применение в медицине.
32. Антраценпроизводные. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ. Применение в медицине.
33. Флавоноиды. Классификация. Распространение в растительном мире. Медицинское значение.
34. Физико-химические свойства флавоноидов. Методы выделения. Качественный и количественный анализ.
35. Дубильные вещества. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества.
36. Конденсированные дубильные вещества. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицинской практике.
37. Гидролизуемые дубильные вещества. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицинской практике.
38. Витамин К. Определение. Классификация. Значение. Растительные источники.
39. Лекарственные растения и сырье, различного химического состава (чага, коланхое перистое, почечный чай, малина).
40. Анализ резанного и порошкованного лекарственного растительного сырья и лекарственных форм на его основе (таблетки, гранулы).
41. Лекарственное сырье животного происхождения (яды змей, панты, медицинские пиявки). Пути использования в медицине.
42. Продукты жизнедеятельности медоносных пчел.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самылина, Ирина Александровна Фармакогнозия : учебник / И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. : М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. , 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
015Л лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Фармакогнозия" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя.
– оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
– оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.