Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 73 | 73 | 73 | 73 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | - формирование у обучающихся знаний, умений и практических навыков по вопросам общей и специальной части фармакогнозии, в основу которых, положены вопросы рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья. А также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | фундаментальные биологические понятия, принципы и понятия фармакогнозии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять лабораторные исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками работы в лабораторных и полевых условиях, навыками работы с литературой по теме и с лабораторным оборудованием |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья | ||||||
1.1. | Вводное занятие. Основные методы фармакогностического анализ. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
1.3. | Микроскопический анализ лекарственного растительного сырья | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
1.4. | Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.5. | Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
1.6. | Определение подлинности, измельчённости и содержания примесей в лекарственном растительном сырье | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
1.7. | Определение числовых показателей лекарственного растительного сырья | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 2. Лекарственные растения и сырье, содержащие вещества первичного синтеза, эфирные масла, горечи | ||||||
2.1. | Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.2. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие полисахариды | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.3. | Лекарственные растения и сырьё, содержащее витамины | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.4. | Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья содержащего терпеноиды и эфирные масла | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.5. | Анализ эфирных масел | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.6. | Лекарственные растения и сырьё, с преобладанием в эфирном масле монотерпенов | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.7. | Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла группы сесквитерпенов | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.8. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие горечи | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.9. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие эфирные масла группы ароматических соединений | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.10. | Лекарственные растения, содержащие жирные масла. Анализ жирных масел | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 3. Лекарственные растения и сырьё, содержащие стероидные и тритерпеновые гликозиды | ||||||
3.1. | Гликозиды, как группа биологически активных веществ лекарственных растений Сердечные гликозиды | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.2. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие сердечные гликозиды. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
3.3. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие сапонины, фитоэкдизоны. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 4. Лекарственные растения и сырьё, содержащие фенольные соединения | ||||||
4.1. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие простые фенолы, фенолоспирты, лигнаны | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.2. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие кумарины и хромоны | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
4.3. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие антраценпроизводные | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
4.4. | Флавоноиды, как группа биологически активных веществ лекарственных растений. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1 | |
4.5. | Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1 | |
4.6. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие дубильные вещества | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1 | |
Раздел 5. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды и вещества различного химического става | ||||||
5.1. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
5.2. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды групп прирролизидина, тропана, индола, пурина, алкалоиды с азотом в боковой цепи (протоалкалоиды) | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1 | |
5.3. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды групп изохинолина, хинолизидина. Источники стероидных алкалоидов | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1 | |
5.4. | Лекарственные растения и сырьё, содержащие вещества различного химического состава | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1 | |
Раздел 6. Лекарственное сырьё животного происхождения | ||||||
6.1. | Лекарственное сырьё животного происхождения | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.История развития фармакогнозии. 2. Макро- и микроэлементный состав лекарственных растений. 3. Народная медицина - путь к поиску новых лекарственных средств 4. Применение растений в косметике. 5. Ароматерапия. Применение эфирных масел в медицинской практике. 6. Лекарственные растения, входящие в состав грудных сборов. 7. Лекарственные растения, входящие в состав желчегонных сборов. 8. Смолы и бальзамы: изученность и перспективы использования. 9. Использование хроматографических методов в анализе растительного сырья. 10. Фитотерапия заболеваний органов дыхания. 11. Слабительные средства растительного происхождения. 12. Фитотерапия сердечно-сосудистых заболеваний. 13. Фитотерапия заболеваний нервной системы. 14. Фитотерапия диатеза и аллергических заболеваний. 15. Фитотерапия злокачественных новообразований. 16. Особенности фитотерапии в геронтологии. 17. Лекарственные растения – источники витаминов. 18. Растительные источники рутина и других препаратов, обладающих Р-витаминной активностью. 19. Перспективы использования полисахаридов в медицине и фармации. 20. Слизи и камеди - биологически активные вещества. 21. Применение водорослей в медицинской практике. 22. Продукты жизнедеятельности пчел и их применение в медицине. 23. Панты: характеристика, применение в медицине. 24. Яды змей: характеристика, применение в медицине. 25. Мумие – ценный лечебный продукт. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Химический состав лекарственных растений и его изменчивость. 2. Лекарственные сборы: характеристика, классификация, методы анализа. 3. Медицина народов Алтая. 4. Эфирные масла и методы их анализа 5. Лекарственные растения, применяемые в урологии. 6. Характеристика продуктов сосны и пихты, используемых в медицинской практике. 7. Березы: их изученность, пути использования и перспективы применения в медицине. 8. Фитотерапия. Принципы фитотерапии. 9. Фитотерапия заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. 10. Фитотерапия заболеваний печени. 11. Фитотерапия гипертонии и атеросклероза. 12. Фитотерапия кожных заболеваний. 13. Фитотерапия сахарного диабета. 14. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы. 15. Применение пищевых растений для профилактики и лечения различных заболеваний. 16. Лекарственные растения, применяемые в качестве кровоостанавливающих средств. 17. Полисахариды: классификация, химическая характеристика, применение в медицине. 18. Пектины и альгинаты – перспективные классы биологически активных соединений. 19. Полисахариды водорослей. 20. Историческая справка о применении продуктов животного происхождения в медицине. 21. Гирудотерапия. 22. Характеристика продуктов животного происхождения, используемых в медицине (ланолин, спермацет, желатин и др.). 23. Медвежья желчь. Перспективы использования в медицине. 24. Морская фармация. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по фармакогнозии 1. Фармакогнозия как наука и учебная дисциплина. Задачи фармакогнозии на современном этапе. Значение фармакогнозии в практической деятельности провизора. 2. Основные понятия фармакогнозии (биологически активные вещества, лекарственные растения, лекарственное растительное сырьё и т.д.). 3. Основные направления научных исследований в области изучения лекарственных растений. Основные научные центры. 4. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. Методы фармакогностического анализа. Определение подлинности и доброкачественности лекарственного растительного сырья. 5. Товароведческий, макроскопический, микроскопический, гистохимический, фитохимический методы анализы. Цель и задачи, методики проведения. 6. Терпеноиды. Общая характеристика, классификация. Растительные источники терпеноидов. Применение в медицине. 7. Эфирные масла. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ эфирных масел. 8. Химический состав и классификация эфирных масел и эфиромасличного сырья. Значение эфирных масел для растений и закономерности в динамике их накопления. 9. Способы получения эфирных масел из растительного сырья. Пути использования эфиромасличного сырья. Особенности заготовки, сушки и хранения. 10. Методы количественного определения эфирных масел в лекарственном растительном сырье по ГФХIII. 11. Лекарственные растения и сырье, содержащие горечи и иридоиды. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицине. 12. Витамины. Классификация. Физико-химические свойства. Качественное и количественное определение витаминов в лекарственном растительном сырье (на примере плодов шиповника). Пути использования витаминосодержащего сырья в медицине. Лекарственные формы и препараты из витаминосодержащего сырья. Значение витаминов в жизнедеятельности человека. 13. Каротиноиды. Определение. Классификация. Значение. Физико-химические свойства. Основные виды фармакологического действия. 14. Полисахариды. Классификация. Физико-химические свойства. Медицинское значение. 15. Слизи. Определение. Классификация. Физико-химически свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике. 16. Пектины клетчатка. Определение. Физико-химические свойства. Значение. Медицинское и народнохозяйственное использование. 17. Пектин и клетчатка. Физико-химические свойства. Растения, содержащие пектин и клетчатку. Медицинское и народнохозяйственное использование. 18. Жирные масла. Определение. Классификация. Физико-химические свойства растительных жиров. Применение в медицине. 19. Определение понятия «сердечные гликозиды». Классификация сердечных гликозидов с примерами формул и ЛРС, содержащего отдельные группы сердечных гликозидов. 20. Физико-химические свойства сердечных гликозидов. Методы выделения. Качественный и количественный анализ лекарственного сырья, содержащего сердечные гликозиды. 21. Особенности строения, классификация и растительные источники сердечных гликозидов. Связь химического строения с фармакологическим действием сердечных гликозидов. 22. Особенности заготовки, сушки и хранения сырья, содержащего сердечные гликозиды. Биологические и химические методы стандартизации лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды. 23. Сапонины. Классификация. Физико-химические свойства. Количественный и качественный анализ сырья, содержащего сапонины. Применение в медицине. 24. Стероидные сапонины. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике. 25. Тритерпеновые сапонины. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Растительные источники. Применение в медицинской практике. 26. Алкалоиды. Классификация. Роль отечественных ученых в изучении алкалоидов. 27. Методы выделения, очистки и анализа алкалоидов из лекарственного растительного сырья. 28. Распространение алкалоидов в растительном мире, их локализация в растениях. Влияние онтогенных факторов и условий среды на накопление алкалоидов в растениях. 29. Качественный и количественный анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды. 30. Фенольные соединения. Общая характеристика. Классификация. Растительные источники простых фенолов, феногликозидов и лигнанов. Применение в медицинской практике. 31. Кумарины и хромоны. Классификация. Физико-химические свойства. Методы анализа. Применение в медицине. 32. Антраценпроизводные. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ. Применение в медицине. 33. Флавоноиды. Классификация. Распространение в растительном мире. Медицинское значение. 34. Физико-химические свойства флавоноидов. Методы выделения. Качественный и количественный анализ. 35. Дубильные вещества. Классификация. Физико-химические свойства. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества. 36. Конденсированные дубильные вещества. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицинской практике. 37. Гидролизуемые дубильные вещества. Определение. Классификация. Физико-химические свойства. Применение в медицинской практике. 38. Витамин К. Определение. Классификация. Значение. Растительные источники. 39. Лекарственные растения и сырье, различного химического состава (чага, коланхое перистое, почечный чай, малина). 40. Анализ резанного и порошкованного лекарственного растительного сырья и лекарственных форм на его основе (таблетки, гранулы). 41. Лекарственное сырье животного происхождения (яды змей, панты, медицинские пиявки). Пути использования в медицине. 42. Продукты жизнедеятельности медоносных пчел. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Самылина, Ирина Александровна | Фармакогнозия : учебник / И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. : | М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. , 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
015Л | лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Курс "Фармакогнозия" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |