МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химический и хроматографический контроль технологических процессов переработки растительного сырья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Геньш К.В.;к.х.н., Доцент, Микушина И.В.;к.х.н., Доцент, Колосов П.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Химический и хроматографический контроль технологических процессов переработки растительного сырья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение методов анализа компонентов и БАВ растительного сырья
Задачи:
изучение методов анализа основных групп БАВ растительного сырья
качественные и количественные методы химического анализа растительных веществ
особенности пробоподготовки образцов для хроматографического анализа
качественный и количественный хроматографический анализ различных групп веществ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки
ПК-3 способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современное оборудование и приборы
теоретические основы и возможности применения современных методов исследования веществ, материалов, химических и физико-химических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.эксплуатировать современное оборудование и приборы
выбирать подходящее оборудование и оптимальные условия работы при исследовании веществ, материалов, химических и физико-химических процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки
навыками практической работы на современном лабораторном оборудовании при исследовании веществ, материалов, химических и физико-химических процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Химический контроль технологических процессов переработки растительного сырья
1.1. Основы химического контроля технологических процессов Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.2. Химический контроль технологий получения БАВ из растительного сырья Практические 1 4 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.3. Химический контроль биотехнологической конверсии растительного сырья Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Химический контроль технологий химической переработки растительного сырья Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Химический контроль технологий получения плитных материалов Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.6. Основы химического контроля технологических процессов Сам. работа 1 17 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Хроматографический контроль технологических процессов переработки растительного сырья
2.1. Хроматографический контроль технологических процессов Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Газовая хроматография Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.3. Жидкостная хроматография Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Планарная хроматография Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.5. СФХ Практические 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.6. Хроматографический контроль технологических процессов переработки растительного сырья Сам. работа 1 16 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Детектирование хроматографических сигналов
3.1. Принципы работы детекторов хроматографического сигнала Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
3.2. УФ-детекторы Практические 1 4 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
3.3. Масс-детекторы Практические 1 4 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
3.4. Детектирование хроматографических сигналов Сам. работа 1 16 ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники Издательство "Лань", 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Конюхов В. Ю. Хроматография: Учебники Издательство "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Магомедов Г. О., Лобосова Л. А., Олейникова А. Я. Химико-технологический контроль на предприятиях хлебопекарной, макаронной и кондитерской отрасли: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Логутов В.И. Детекторы для газовых хроматографов Часть 2 : Универсальные детекторы. Особенности эксплуатации: учебно-методическое пособие Лань : электронно-библиотечная система., 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Сычев С. Н., Гаврилина В. А. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем: Учебные пособия Издательство "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.4 Логутов В.И. Детекторы для газовых хроматографов : учебно-методическое пособие Часть 1 : Выбор детектора, подготовка к работе и оценка состояния хроматографа по основным характеристикам детектора: учебно-методическое пособие Лань : электронно-библиотечная система., 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дисциплина "Химический и хроматографический контроль технологических процессов переработки растительного сырья" на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt (бессрочно);
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
ZaIR 3.5 (сборка 844 от 02.12.2001 (бессрочно);
Cary WinUV (Cary WinUV Version 5.0.0.999 (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочно);
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Методические указания к экзамену
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.