Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | v06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 8 | 28 | 8 |
Итого | 72 | 52 | 72 | 52 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | формирование представлений о растительном покрове Алтайского края, его изменениях в современный период; усвоение основных понятий и положений ботанического картографирования; ознакомление с классификациями растительности края; изучение основных типов растительности; оценка возможности использования различных типов растительности человеком, перспектив охраны и восстановления сильно нарушенных сообществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | характеристики современной аппаратуры и оборудования для выполнения биологических работ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять современную аппаратуру и оборудование для выполнения биологических работ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских полевых биологических работ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая схема расположения растительности юга западной Сибири.Геоботаническое районирование территории | ||||||
1.1. | Характеристика природных зон по территории края.Различные виды геоботанического районирования территории Алтайского края. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Расположение природных зон по территории края.Выявление часто встречаемых видов и родов растений входящих в отдельные типы растительности | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Составление опорного конспекта по характеристике растительности | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 2. Кустарниковая растительность | ||||||
2.1. | Кустарниковая растительность на территории края | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Определение степени закустаренности ключевых участков | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Составление опорного конспекта | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Характерстика степных и луговых типов растительности | ||||||
3.1. | Луговые и степные типы растительности | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Составление схем динамики степных сообществ | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.1 |
3.3. | Составление схем динамики луговых сообществ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.5, Л1.1 |
Раздел 4. Водно-болотная растительность | ||||||
4.1. | Характеристика водно-болотная растительность | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Оценка антропогенной нарушености территории | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.5, Л1.1 |
Раздел 5. Солонцы и солончаки. | ||||||
5.1. | Общая характеристика галофитной растительности | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Сегетальная и рудеральная растительность | ||||||
6.1. | Растительность полевых и рудеральных местобитаний | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Эколого-биологические особенности основных видов гемерофитов | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шумилова | Ботаническая география Сибири: учебник | ТГУ, | 49 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколова Г.Г. | Растительность степной и лесостепной зон Алтайского края: | изд-во АлтГУ, 2002 | 10 |
Л2.2 | Силантьева М.М. | Конспект флоры Алтайского края: | изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101 |
Л2.3 | Овчарова, Н. В. | Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография | АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034 |
Л2.4 | М. М. Силантьева | Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края: учеб. пособие : Учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/135 |
Л2.5 | Терехина Т.А. | Антропогенные фитосистемы. : | изд-во аГУ, 2000 | 7 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Кадастр инвазивных видов Алтайского края | old.ssbg.asu.ru | ||
Э5 | Биоразнообразие России. Ботаника | www.binran.ru | ||
Э6 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/ "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/ ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru/ ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Растительность Алтайского края». Дисциплина «Растительность Алтайского края». включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о растительности и компонентах его составляющих. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал.Рассматривая общую схему расположения растительности юга Западной Сибири студентами составляется опорный конспект по характеристике растительности с указанием: понятия типа растительности, особенностей картирования растительности, расположения природных зон на равнине и в горах. При характеристике геоботанического районирования территории помимо опорного конспекта студенты должны уметь отобразить на карте края провинции и подпровинции, геоботанические округа и дать их характеристику. Опорный конспект по кустарниковой и древесной растительности должен включать характеристику лиственных лесов, перечень их типов и оценку их состояния; светлохвойные леса и их характеристику; темнохвойные леса их строение и распространение. Кроме того обязательным элементом являются типы лесополос и их влияние на расположенные рядом пространства. Длительность существования различных типов лесополос на территории края в степной зоне. Характеризуя степные и луговые типы растительности следует понимать возможности составления схем динамики степных сообществ. Кроме того должны быть рассмотрены вопросы по характеристике степных формаций равнин, степи в горах Алтая и Салаира, восстановление степей. При рассмотрении типологии луговой растительности студенты должны обратить внимание на характеристику суходольных и пойменных лугов. Отдельно рассматриваются горные луга и их типы. Оценивается состояние луговой растительности и ее динамика. Составление сравнительных таблиц растительности предусматривает использование какого-то разработанного варианта классификации доминантного либо флористического. Характеризуя водно-болотную растительность студенты должны различать заливные и низинные луга и их типы. Отдельно рассматривается водная растительность, ее видовой состав. Характеризуются болота и их типы. Особенности растительного покрова болот. Рассматривая распространение галофитной растительности на территории края, анализируется классификация солонцовой и солончаковой растительности, видовое разнообразие галофитов, эколого -биологические особенности растений галофитов Алтайского края. Сегетальная и рудеральная растительность включает в себя эколого - биологические особенности основных видов гемерофитов, их видовой состав и особенности структуры. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |