МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Растительность Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 8 28 8
Итого 72 52 72 52

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Растительность Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о растительном покрове Алтайского края, его изменениях в современный период; усвоение основных понятий и положений ботанического картографирования; ознакомление с классификациями растительности края; изучение основных типов растительности; оценка возможности использования различных типов растительности человеком, перспектив охраны и восстановления сильно нарушенных сообществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характеристики современной аппаратуры и оборудования для выполнения биологических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современную аппаратуру и оборудование для выполнения биологических работ.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. в эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских полевых биологических работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая схема расположения растительности юга западной Сибири.Геоботаническое районирование территории
1.1. Характеристика природных зон по территории края.Различные виды геоботанического районирования территории Алтайского края. Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Расположение природных зон по территории края.Выявление часто встречаемых видов и родов растений входящих в отдельные типы растительности Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.3, Л1.1
1.3. Составление опорного конспекта по характеристике растительности Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Кустарниковая растительность
2.1. Кустарниковая растительность на территории края Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Определение степени закустаренности ключевых участков Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Составление опорного конспекта Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Характерстика степных и луговых типов растительности
3.1. Луговые и степные типы растительности Лекции 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Составление схем динамики степных сообществ Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.5, Л1.1
3.3. Составление схем динамики луговых сообществ Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.5, Л1.1
Раздел 4. Водно-болотная растительность
4.1. Характеристика водно-болотная растительность Лекции 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Оценка антропогенной нарушености территории Лабораторные 8 6 ПК-1 Л2.5, Л1.1
Раздел 5. Солонцы и солончаки.
5.1. Общая характеристика галофитной растительности Лекции 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Сегетальная и рудеральная растительность
6.1. Растительность полевых и рудеральных местобитаний Лекции 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Эколого-биологические особенности основных видов гемерофитов Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шумилова Ботаническая география Сибири: учебник ТГУ, 49
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Г.Г. Растительность степной и лесостепной зон Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2002 10
Л2.2 Силантьева М.М. Конспект флоры Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101
Л2.3 Овчарова, Н. В. Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034
Л2.4 М. М. Силантьева Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края: учеб. пособие : Учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/135
Л2.5 Терехина Т.А. Антропогенные фитосистемы. : изд-во аГУ, 2000 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э2 "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Кадастр инвазивных видов Алтайского края old.ssbg.asu.ru
Э5 Биоразнообразие России. Ботаника www.binran.ru
Э6 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
"Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru/
ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Растительность Алтайского края».
Дисциплина «Растительность Алтайского края». включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о растительности и компонентах его составляющих. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал.Рассматривая общую схему расположения растительности юга Западной Сибири студентами составляется опорный конспект по характеристике растительности с указанием: понятия типа растительности, особенностей картирования растительности, расположения природных зон на равнине и в горах.
При характеристике геоботанического районирования территории помимо опорного конспекта студенты должны уметь отобразить на карте края провинции и подпровинции, геоботанические округа и дать их характеристику.
Опорный конспект по кустарниковой и древесной растительности должен включать характеристику лиственных лесов, перечень их типов и оценку их состояния; светлохвойные леса и их характеристику; темнохвойные леса их строение и распространение. Кроме того обязательным элементом являются типы лесополос и их влияние на расположенные рядом пространства. Длительность существования различных типов лесополос на территории края в степной зоне.
Характеризуя степные и луговые типы растительности следует понимать возможности составления схем динамики степных сообществ. Кроме того должны быть рассмотрены вопросы по характеристике степных формаций равнин, степи в горах Алтая и Салаира, восстановление степей.
При рассмотрении типологии луговой растительности студенты должны обратить внимание на характеристику суходольных и пойменных лугов. Отдельно рассматриваются горные луга и их типы. Оценивается состояние луговой растительности и ее динамика.
Составление сравнительных таблиц растительности предусматривает использование какого-то разработанного варианта классификации доминантного либо флористического.
Характеризуя водно-болотную растительность студенты должны различать заливные и низинные луга и их типы. Отдельно рассматривается водная растительность, ее видовой состав. Характеризуются болота и их типы. Особенности растительного покрова болот.
Рассматривая распространение галофитной растительности на территории края, анализируется классификация солонцовой и солончаковой растительности, видовое разнообразие галофитов, эколого -биологические особенности растений галофитов Алтайского края.
Сегетальная и рудеральная растительность включает в себя эколого - биологические особенности основных видов гемерофитов, их видовой состав и особенности структуры.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.