МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Неорганическая химия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Ильина Елена Георгиевна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, профессор, Смагин Владимир Антонович

Рабочая программа дисциплины
Неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор. физ-мат. наук, проф. Безносюк С.А

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор. физ-мат. наук, проф. Безносюк С.А

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студенту сведения:

- о строении атома;
- о периодическом законе и периодической системе элементов Д.И.Менделеева;
- о химической связи;
- о началах химической термодинамики, кинетики и механизмам химических реакций;
- о растворах;
- о свойствах химических элементов;
- об особенностях химии элементов-металлов и элементов-неметаллов;
- об основных токсических свойствах неорганических веществ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8: способностью работать самостоятельно
ОК-10: способностью к познавательной деятельности
ПК-22: способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные химические неорганические опасные вещества.
Основные современные информационные и компьютерные технологии для получения и обработки учебной информации по неорганической химии.
Основные методы организации самостоятельной работы в аудиторное и во внеаудиторное время.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять знания свойств неорганических опасных веществ для безопасной работы с ними.
Использовать основные современные информационные и компьютерные технологии для получения и обработки учебной информации по неорганической химии.
Использовать основные методы организации самостоятельной работы в аудиторное и во внеаудиторное время.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применения знаний свойств неорганических опасных веществ для безопасной работы с ними.
Работы с доступными литературными источниками, другими информационными средствами познавательной деятельности.
Самостоятельной работы в аудиторное и во внеаудиторное время.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
1.1. Основные законы химии Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.2. Очистка твердых веществ Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. СТРОЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБОЛОЧЕК АТОМА. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПЕРИОДИЧНОСТЬ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ
2.1. Волновая теория строения атома. Двойственная природа электрона. Принцип неопределенности. Принцип Пули и правило Хунда Лекции 1 1 ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Теории строения атома Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Принципы заполнения электронных орбиталей Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.4. Строение атома Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Заполнение электронных оболочек Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.6. Периодический закон. Периодическая система Лекции 1 1 ПК-22 Л3.1, Л1.2
2.7. Периодический закон и периодическая система. Классификация элементов. Изменение свойств по периодической системе Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ И ВАЛЕНТНОСТЬ
3.1. Основные особенности химического взаимодействия (химической связи) и механизм образования химической связи. Типы химической связи Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Насыщаемость, энергия, длина, полярность, направленность и гибридизация химической связи Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Свойства химической связи Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
4.1. Энергетика и кинетика химических реакций. Равновесие Лекции 1 1 ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.2. Тепловые эффекты химических процессов Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Влияние температуры на скорость реакции. Теории химической кинетики Практические 1 2 ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.4. Принцип Ле Шателье Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л3.1, Л1.2
Раздел 5. РАСТВОРЫ И РЕАКЦИИ В ВОДНЫХ СРЕДАХ
5.1. Растворы. Растворимость веществ. Влияние температуры, давления и природы веществ на их растворимость Сам. работа 1 1 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Растворы и растворимость Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л3.1, Л1.2
5.3. Растворы электролитов. Диссоциация. Гидролиз Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л3.1
5.4. Ионное произведение воды. рН Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.5. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.6. Гидролиз Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.7. Электролитическая диссоциация Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
5.8. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.9. Произведение растворимости Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1
Раздел 6. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
6.1. Окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 1 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.2. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.3. Окислительно восстановительные реакции Лабораторные 1 2 ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
6.4. Способы уравнивания реакций ОВР Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 7. Химия элементов
7.1. Распространенность химических элементов в природе Сам. работа 1 2 ОК-8, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2
7.2. Химия неметаллов и металлов Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2
7.3. Металлы Сам. работа 1 3 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1, Л1.2
7.4. Металлы и неметаллы. Положение в периодической системе, физические и химические свойства Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2
7.5. Неметаллы Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1
7.6. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1
7.7. Химические свойства металлов Лабораторные 1 2 ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.8. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 2 ОК-8, ОК-10 Л2.1, Л3.1
7.9. Химические свойства неметаллов Лабораторные 1 2 ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 8. ТОКСИЧНЫЕ И ОПАСНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
8.1. Токсичные вещества. Формы их воздействия на человека. Особо токсичные вещества Лекции 1 1 ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2
8.2. Токсичные вещества. Особо токсичные вещества Практические 1 2 ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
8.3. Формы воздействия токсичных веществ на человека и природу Сам. работа 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л2.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: Основная литература М.: АСТ; Астрель,, 2004.
Л1.2 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новоженов В.А. Введение в неорганическую химию. Ч. I–II : Дополнительная литература Барнаул: Изд-во АГУ,, 1998, 1999.
Л2.2 Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии.– : Дополнительная литература Л.: Химия,, 1986.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Неорганическая химия. Методическое пособие для студентов 1 курса химического факультета. : Методическая разработка кафедры Барнаул. Изд. АлтГУ. , 2002.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6366 ЭУМКД «Неорганическая химия для ТБ (ЗО)»


http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, выполнять лабораторные работы, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Ведение записей. В тетради для ведения записи лекций необходимо оставлять поля 3−4 см, которые используются для комментариев при изучении материала. Например, не всегда удается записать материал лекций без упущений, возникшие проблемы можно восстановить, работая с учебником. Запись лекций нужно вести обязательно, так как лекция — это краткое изложение самых основных и сложных разделов каждой темы с выводом формул, с иллюстрацией теоретического материала, интересными и полезными примерами.
Нужно уметь кратко зафиксировать в тетради содержание лекции, иначе к следующему занятию материал может забыться. Запись основного содержания рассказа преподавателя способствует воспитанию культуры умственного труда, обогащает знаниями, заставляет работать три вида памяти: слуховую, зрительную и моторную. Краткая запись в тетради нового учебного материала облегчает работу с текстом учебника дома.
Скорость записи зависит от умения пользоваться приемом сокращения слов, но нужно помнить, что для удобства расшифровки сокращают в основном прилагательные, деепричастия и причастия. Можно также сокращать наиболее часто встречающиеся слова, характерные для химии, такие как атом (а), молекула (м), вещество (в-во) и др. Используя этот прием, добиваются увеличения скорости письма, что пригодится на лекциях.
2. Работа с учебником играет важную роль в самоподготовке студентов. Прочитав дополнительно материал учебника, можно более глубоко изучить какую-либо тему, лучше в ней разобраться, понять то, что было не понято на лекции. При первом чтении материала нужно выделять главные, существенные моменты и фиксировать их на бумаге. То, что ясно, можно опустить. При вторичном чтении обращают внимание на мелкие детали, неясные места. Если что-то важное забыто, то его можно найти в этом или другом учебнике и кратко зафиксировать. После этого читают еще раз, обращая внимание на главное. Затем воспроизводят весь материал, пользуясь записями при закрытой книге. Если при этом возникают затруднения, то следует пометить, что не удалось вспомнить, и продолжить рассказ про себя или вслух, а после его окончания обратиться еще раз к непонятным местам в учебнике.
3. Самоконтроль. Нужно внимательно выполнять домашние задания, так как иногда возникают обидные ошибки, например, неправильно выведена формула и, как следствие, задача решена неверно, неправильно расставлены коэффициенты в ОВР и др. Часто причиной низкого качества выполненной работы бывает не только пренебрежение к самоконтролю, но и незнание его приемов. Ими нужно овладевать изо дня в день. Присмотритесь внимательно к вашей работе на лекциях и дома. Наряду с получением новых знаний, вы постоянно овладеваете новыми приемами самоконтроля, совершенствуете их, закрепляете уже известные. Это происходит во время ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач и других видов работ. Обычно в качестве приемов самоконтроля чаще всего применяется воспроизведение прочитанного текста в целом и по частям, припоминание основных моментов изучаемого матери-ала по пунктам, составленным в ходе чтения плана. Полезным приемом самоконтроля являются ответы на контрольные вопросы в конце каждой темы или задачника. Они требуют точного воспроизведения текста, например, вопросы на знание формулировки закона, правил и др. Но значительно ценнее вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
4. Выполнение домашних заданий. С чего начинать выполнение домашних заданий, что и как делать и чем закончить?
В учебной работе полная самостоятельность проявляется в ходе выполнения домашних заданий. Письменные задания по каждой теме нужно выполнять в тот же день, когда была прочитана лекция по этой теме, пока все еще свежо в памяти. Это дает возможность сделать их быстро и без перенапряжения. Теоретический материал учат за день до семинара по расписанию.
Следует отметить, что регулярное выполнение домашних заданий — естественное продолжение работы на семинаре, возможность для закрепления знаний, устранения в них пробелов. Одна из причин невыполнения домашних заданий — неумение читать лекции и учебники, осмысливать прочитанное, выделять главное и существенное, заучивать факты. Новый материал всегда содержит элементы известного и неизвестного, понятного и непонятного. Трудность восприятия нового — естественный процесс. Чтобы его облегчить, нужно зафиксировать непонятное, а затем обратиться за помощью к преподавателю или найти ответы в литературе. Иногда для понимания трудных вопросов требуются продолжительное время и различные способы их усвоения, но материал каждой темы обязательно должен быть усвоен.
Откладывать выполнение домашних заданий на последующие дни нельзя, так как можно забыть учебный материал. Привычка готовить домашние задания вслед за лекциями поможет нормализовать нагрузку и упорядочить бюджет времени.
В работе по выполнению домашних заданий можно выделить три этапа: подготовительный, или организационный, собственно самостоятельная работа и самоконтроль. Первый этап включает подготовку рабочего места, составление плана работы, второй — выполнение домашних заданий в соответствии с намеченным планом, третий — самоконтроль и исправление ошибок. Когда вы хорошо выучили текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.

Памятка для работы с текстом лекции
1. Сначала прочитайте про себя или вслух текст лекции медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.
2. Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.
3. Обратите особое внимание на состав и строение веществ, запись формул и уравнений реакций и их сущность.
4. Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или учителю.
5. Только после того, как вы хорошо выучили текст лекции, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
6. Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, внесите необходимые исправления.

При подготовке к практическим занятиям и лабораторным рабоам необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций, ресурсами Internet.

В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя, проводившего лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.
Студенту необходимо внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий, систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы, вокруг которых собирается все остальное. Это своеобразные «проверочные» вопросы и задания перед зачетом, их дает кафедра. Студент, способный на них ответить (выполнить), может считать себя подготовленным, к зачету.
Зачет проводится в устной форме - ответов на вопросы и задачи билета.
Студент, ответивший правильно на 50 % (и более) вопросов задач, получает оценку "зачтено".

Оценки "зачтено" заслуживает студент, обнаруживший (как минимум)знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, такая оценка выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Для получения такой оценки студент должен продемонстрировать общее знание изучаемого материала.

Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка такая ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Оценка «не зачтено» ставится в случае незнания значительной части программного материала; не владения понятийным аппаратом дисциплины.