МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Типографика и верстка в цифровом дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ЦД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
А.В. Шепелин

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Типографика и верстка в цифровом дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать концептуальный дизайн интерфейса, эскизировать и прототипировать сложные интерфейсы с учетом тенденций в проектировании пользовательских интерфейсов и развития визуальной культуры.
ПК-5 Способен создавать и использовать формальные методики оценки интерфейса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационные ресурсы, онлайн-проекты, отражающие перспективы и тенденции развития современной шрифтовой культуры и верстки, роль типографики и верстки в проектировании дизайна интерфейса информационных систем, тенденции и перспективы развития типографики и верстки
3.2.Уметь:
3.2.1.критически осмысливать накопленный опыт в сфере типографики и шрифта, работать с программным обеспечением для верстки интерфейса информационной системы, сочетать шрифтовые и композиционные решения с художественной и технической графикой в дизайн-проекте интерфейса информационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования информационных ресурсов, онлайн-проектов для профессионального развития в области типографики и верстки, навыки модульного проектирования дизайна интерфейса, навыками подбора шрифтов и вертски для проекта дизайна интерфейса пользователя информационной системы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы типографики
1.1. Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. Лекции 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. История развития типографики. Швейцарская типографика. Типографика постмодернизма Лекции 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Системы мер, применяемые в типографике. Технические ограничения в типографике Лекции 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Общие законы композиции в типографике Лекции 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Основные примеры работы с текстом. Пробелы. Кавычки. Лекции 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. Сам. работа 2 8 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Различные приемы оформления текста. Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. Иерархия заголовков Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна
2.1. Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью Лекции 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Назначение и классификация шрифтов Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Конструкция букв. Оптическая компенсация в шрифте Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Шрифт и восприятие. Особенности восприятия шрифта в объектах цифрового дизайна. Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта Практические 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Соотношение шрифта и графических элементов Сам. работа 2 8 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне
3.1. Понятие верстки и модульного проектирования Лекции 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. История верстки в графическом дизайне Практические 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Современные тенденции в развитии верстки и модульных систем Практические 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Особенности применения шрифтов в цифровом дизайне Практические 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.5. Применение HTML и CSS для верстки Сам. работа 2 16 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.6. Понятие модульной сетки. Анализ модульной сетки сайта Практические 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.7. Кроссплатформенная и кроссбразуерная верстка Практические 2 2 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.8. Построение модульной сетки с помощью онлайн-сервисов Сам. работа 2 20 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Применение фреймворков (CSS)для верстки Сам. работа 2 24 ПК-5, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Молочков В. П. Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Типографика и верстка в цифровом дизайне":https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3597 portal.edu.asu.ru
Э2 Типомания: онлайн-словарь терминов typo.mania.ru
Э3 Grid Designer grid.mindplay.dk
Э4 GridCalculator gridcalculator.dk
Э5 Caniuse: руководство по HTML и CSS caniuse.com
Э6 Webref: руководства по веб-технологиям webref.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
NETBEANS
Eclipse
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещениепрактических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.