Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 84 | 84 | 84 | 84 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-3.1 | Операционализирует задачи конкретного социологического исследования |
ОПК-3.2 | Предлагает пути проверки задач и гипотез исследования |
ОПК-3.3 | Разрабатывает программные и методические документы социологического исследования |
ОПК-3.4 | Решает организационные и методические вопросы сбора информации в соответствии с поставленными задачами и методической стратегией исследования; контролирует сбор социологических данных |
ОПК-3.5 | Оформляет научно-техническую документацию на всех этапах исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теоретические положения курса основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения; современные методы социологических исследований здоровья. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать теоретические основания в определении понятия «социальное здоровье», его составляющие; анализировать нормативно-правовую базу государственной политики в области оздоровления населения; воспроизвести положения нормативно-правовых документов, относящихся к проблемам формирования культуры здорового образа жизни; провести социологическое исследование по проблемам здоровья населения; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта; составлять отчетность по результатам своей профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Знает: основные теоретические положения курса основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения; современные методы социологических исследований здоровья. Умеет: анализировать теоретические основания в определении понятия «социальное здоровье», его составляющие; анализировать нормативно-правовую базу государственной политики в области оздоровления населения; воспроизвести положения нормативно-правовых документов, относящихся к проблемам формирования культуры здорового образа жизни; провести социологическое исследование по проблемам здоровья населения; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта; составлять отчетность по результатам своей профессиональной деятельности. Владеет: навыками самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта; навыками критической оценки своего здоровья и факторов, влияющих на состояние здоровья; навыками организации и реализации социально-психологической адаптации молодежи; навыками представления результатов научной и практической деятельности в форме публичных выступлений и/или публикаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология здоровья | ||||||
1.1. | Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.2. | Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. | Практические | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.3. | Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. | Сам. работа | 7 | 5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.4. | Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.5. | Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. | Практические | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.6. | Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. | Сам. работа | 7 | 5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.7. | Особенности британской школы "социологии в медицине". | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.8. | Особенности британской школы "социологии в медицине". | Практические | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.9. | Особенности британской школы "социологии в медицине". | Сам. работа | 7 | 5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.10. | Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. | Лекции | 7 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.11. | Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.12. | Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. | Сам. работа | 7 | 7 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.13. | Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.14. | Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.15. | Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.16. | Место социологии здоровья в системе социальных наук. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.17. | Место социологии здоровья в системе социальных наук. | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.18. | Место социологии здоровья в системе социальных наук. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.19. | Причины актуализации социологии здоровья и болезни | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.20. | Причины актуализации социологии здоровья и болезни | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.21. | Причины актуализации социологии здоровья и болезни | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.22. | Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3.3, ОПК-3.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.23. | Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.24. | Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.25. | Воздействие семьи на здоровье ее членов | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.26. | Воздействие семьи на здоровье ее членов | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.27. | Воздействие семьи на здоровье ее членов | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.28. | Профилактика здоровья и здорового образа жизни | Практические | 7 | 2 | ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.29. | Профилактика здоровья и здорового образа жизни | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Баженов, А. М. | Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина, И. В. | Медицинская реабилитация: учебник для вузов | М.: Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68 |
Л2.2 | А. Е. Хренов | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Прохорова, О. Г. | Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э2 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э5 | Курс в Moodle «Социология здоровья» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Студентам необходимо: - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |