МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология здоровья
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1: Операционализирует задачи конкретного социологического исследования
ОПК-3.2: Предлагает пути проверки задач и гипотез исследования
ОПК-3.3: Разрабатывает программные и методические документы социологического исследования
ОПК-3.4: Решает организационные и методические вопросы сбора информации в соответствии с поставленными задачами и методической стратегией исследования; контролирует сбор социологических данных
ОПК-3.5: Оформляет научно-техническую документацию на всех этапах исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения курса основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения; современные методы социологических исследований здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать теоретические основания в определении понятия «социальное здоровье», его составляющие; анализировать нормативно-правовую базу государственной политики в области оздоровления населения; воспроизвести положения нормативно-правовых документов, относящихся к проблемам формирования культуры здорового образа жизни; провести социологическое исследование по проблемам здоровья населения; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта; составлять отчетность по результатам своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Знает: основные теоретические положения курса основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения; современные методы социологических исследований здоровья.
Умеет: анализировать теоретические основания в определении понятия «социальное здоровье», его составляющие; анализировать нормативно-правовую базу государственной политики в области оздоровления населения; воспроизвести положения нормативно-правовых документов, относящихся к проблемам формирования культуры здорового образа жизни; провести социологическое исследование по проблемам здоровья населения; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта; составлять отчетность по результатам своей профессиональной деятельности.
Владеет: навыками самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта;
навыками критической оценки своего здоровья и факторов, влияющих на состояние здоровья; навыками организации и реализации социально-психологической адаптации молодежи; навыками представления результатов научной и практической деятельности в форме публичных выступлений и/или публикаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология здоровья
1.1. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Сам. работа 7 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Сам. работа 7 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Особенности британской школы "социологии в медицине". Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Особенности британской школы "социологии в медицине". Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Особенности британской школы "социологии в медицине". Сам. работа 7 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Сам. работа 7 7 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.19. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.20. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.21. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.22. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Лекции 7 2 ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.23. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.24. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.25. Воздействие семьи на здоровье ее членов Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.26. Воздействие семьи на здоровье ее членов Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.27. Воздействие семьи на здоровье ее членов Сам. работа 7 4 ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.28. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Практические 7 2 ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.29. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
Л2.2 Ильина, И. В. Медицинская реабилитация: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68
Л2.3 Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э2 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э3 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э4 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э5 Курс в Moodle «Социология здоровья» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3881
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.