Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Цифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_ЦМА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований; обсуждение ограничений и проблем реальной практики социологических исследований в России и за рубежом, необходимости соблюдения методических и этических ограничений; ознакомление магистрантов с ситуацией в индустрии социологических исследований в России, знакомство с используемой терминологией, распространенностью различных технологических и методических схем и приемов, типовыми вариантами организации работы, а также возможностью применения профессиональных социологических знаний для повышения эффективности работы исследовательских коллективов; углубление знаний по методике и технике социологического исследования, а также синтез этих знаний и навыков с полученными при прохождении производственной практики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ОПК-1.1 | Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования; |
ОПК-1.2 | Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных; |
ОПК-1.3 | Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных; |
ОПК-1.4 | Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений; |
ОПК-1.5 | Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ключевую терминологию в сфере организации полевых работ в прикладных социологических исследованиях и уместность их применения в контексте различных организационных структур и исследовательских программ; основные этапы в планировании и осуществлении социологических исследований; особенности специфических методов сбора информации в социологических исследованиях, их назначение; типовые внутренние проблемы исследовательского коллектива в организации и выполнении полевых работ; типовые проблемы (включая ошибки и заблуждения) внешних клиентов в коммуникации с представителями исследовательской отрасли. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | предвидеть последствия выбора той или иной исследовательской стратегии и методики в разрезе трудозатрат, затрат времени, финансовых затрат и рисков потери или сбора недостоверной информации; предотвращать типичные нарушения, допускаемые при выполнении полевых работ, включая фальсификации, ошибки отбора респондента и работы с исследовательским инструментарием, нарушения качества собираемой информации; обнаруживать и своевременно ликвидировать нарушения и ошибки в выполнении полевых работ и ошибки в массивах собранных данных; организовывать дополнительный, в том числе, скрытый контроль качества организации и исполнения полевых работ; адаптировать исследовательский инструментарий к конкретной ситуации ограничений ресурсов разного рода; составлять служебный и сопровождающий исследовательский инструментарий, инструкции для линейного персонала, супервайзеров, руководителей полевых отделов, контролеров и других исполнителей полевых работ, а также контрольный инструментарий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми навыками распознавания основных исследовательских задач в формулировках запросов заказчиков и превращения этих задач в технические задания на проведение исследования; навыками организации полевого социологического исследования; базовыми практическими навыками подготовки и проведения эмпирического исследования в социологии; навыками разработки требуемого инструментария, документов, необходимых для работы «в поле»; навыками корректировки инструментария; навыками организации проведения и контроля исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Классические проблемы организации социологических исследований | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Классические проблемы организации социологических исследований | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Типичные ошибки полевого этапа исследования | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Типичные ошибки полевого этапа исследования | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.11. | Организация штаба полевого исследования | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.12. | Подготовка комплектов эмпирического инструментария для исполнителей | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.13. | Отбор и обучение исполнителей | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.14. | Текущий оперативный контроль во время сбора данных | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.15. | Контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.16. | Оперативный контроль выборки в процессе полевых работ | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.17. | Интернет как новое исследовательское поле | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тимерманис И.Е. - отв. ред., Танова А.Г. - отв. ред. | СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | АлтГУ | Методология и практика социологических исследований в приграничном регионе России: монография | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Полевые исследования: методы и технологии" в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |