МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полевые исследования: методы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Полевые исследования: методы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований;
обсуждение ограничений и проблем реальной практики социологических исследований в России и за рубежом, необходимости соблюдения методических и этических ограничений;
ознакомление магистрантов с ситуацией в индустрии социологических исследований в России, знакомство с используемой терминологией, распространенностью различных технологических и методических схем и приемов, типовыми вариантами организации работы, а также возможностью применения профессиональных социологических знаний для повышения эффективности работы исследовательских коллективов;
углубление знаний по методике и технике социологического исследования, а также синтез этих знаний и навыков с полученными при прохождении производственной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования;
ОПК-1.2 Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных;
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных;
ОПК-1.4 Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
ОПК-1.5 Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевую терминологию в сфере организации полевых работ в прикладных социологических исследованиях и уместность их применения в контексте различных организационных структур и исследовательских программ;
основные этапы в планировании и осуществлении социологических исследований;
особенности специфических методов сбора информации в социологических исследованиях, их назначение;
типовые внутренние проблемы исследовательского коллектива в организации и выполнении полевых работ;
типовые проблемы (включая ошибки и заблуждения) внешних клиентов в коммуникации с представителями исследовательской отрасли.
3.2.Уметь:
3.2.1.предвидеть последствия выбора той или иной исследовательской стратегии и методики в разрезе трудозатрат, затрат времени, финансовых затрат и рисков потери или сбора недостоверной информации;
предотвращать типичные нарушения, допускаемые при выполнении полевых работ, включая фальсификации, ошибки отбора респондента и работы с исследовательским инструментарием, нарушения качества собираемой информации;
обнаруживать и своевременно ликвидировать нарушения и ошибки в выполнении полевых работ и ошибки в массивах собранных данных;
организовывать дополнительный, в том числе, скрытый контроль качества организации и исполнения полевых работ;
адаптировать исследовательский инструментарий к конкретной ситуации ограничений ресурсов разного рода;
составлять служебный и сопровождающий исследовательский инструментарий, инструкции для линейного персонала, супервайзеров, руководителей полевых отделов, контролеров и других исполнителей полевых работ, а также контрольный инструментарий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками распознавания основных исследовательских задач в формулировках запросов заказчиков и превращения этих задач в технические задания на проведение исследования;
навыками организации полевого социологического исследования;
базовыми практическими навыками подготовки и проведения эмпирического исследования в социологии;
навыками разработки требуемого инструментария, документов, необходимых для работы «в поле»;
навыками корректировки инструментария;
навыками организации проведения и контроля исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Классические проблемы организации социологических исследований Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Классические проблемы организации социологических исследований Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.7. Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.8. Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.9. Типичные ошибки полевого этапа исследования Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.10. Типичные ошибки полевого этапа исследования Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.11. Организация штаба полевого исследования Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.12. Подготовка комплектов эмпирического инструментария для исполнителей Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.13. Отбор и обучение исполнителей Сам. работа 1 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.14. Текущий оперативный контроль во время сбора данных Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.15. Контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.16. Оперативный контроль выборки в процессе полевых работ Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.17. Интернет как новое исследовательское поле Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимерманис И.Е. - отв. ред., Танова А.Г. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 АлтГУ Методология и практика социологических исследований в приграничном регионе России: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Полевые исследования: методы и технологии" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.