МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная региональная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шарапов А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, Шернева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственная региональная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ПК-2 Способность составлять справки, необходимые для государственных и муниципальных органов
ПК-4 Способен осуществлять организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации в рамках профессиональных обязанностей, связанных с вопросами региональной политики и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие делопроизводство. Основы системы органов государственной власти.

3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в классификаторах различных видов, уметь пользоваться номенклатурой дел,
перечнями документов со сроками хранения);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Документационного сопровождения управленческих решений органов государственной власти и местного самоупраления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы
1.1. Общие сведения политической Системе на территории, о децентрализации, О территориальной организации власти и формах государственного устройства Лекции 3 1 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Федерализм: типология, принципы. Сам. работа 3 10 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Реализация региональной политики в РФ
2.1. Региональная политика государства: региональная стратегия, содержание региональной политики Лекции 3 1 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.2. Региональная политика в СССР Практические 3 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.3. Региональная политика России: этапы Сам. работа 3 9 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.4. Типологизация и особенности российского федерализма Лекции 3 1 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.5. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Региональные трансферты. Практические 3 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.6. Система региональных органов государственной власти. Сам. работа 3 8 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.7. Региональный процесс в России. Региональные выборы. Лекции 3 1 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.8. Муниципальная политика и местное самоуправление Практические 3 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.9. Общенациональная муниципальная политика России в переходный период 1988-2003гг. Сам. работа 3 8 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.10. Муниципальная политика на уровне регионов и городов России. Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.11. Возможные варианты и перспективы муниципальной политики в Российской Федерации. Практические 3 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.12. Теория местного самоуправления Сам. работа 3 8 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.13. Предметы ведения и территории МСУ Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.14. Нормативно-правовые основы МСУ Практические 3 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.15. Организационные основы МСУ. Сам. работа 3 8 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.16. МСУ в больших городах Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.17. Экзамен 3 27 ОПК-6, ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагаются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокофьев С. Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/EECAF932-902D-4AB0-A99C-E2908CF13E3B
Л1.2 Киселева Н. Н., Данченко Н. В., Браткова В. В. Государственная региональная политика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кынев А.В. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция.: М.: Новое лит. Обозрение, 2011
Л2.2 Бондарь Н.С. - отв. ред. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E26434B5-3C73-446D-97C2-806A037E1090.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство экономического развития РФ (Официальный сайт) http://www.economy.gov.ru/
Э2 Правительство РФ (официальный сайт) http://government.ru
Э3 Курс в Moodle "Государственная региональная политика" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный
ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.