Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об истории антропологии и этнологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-11 | способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства их развития или устранения |
ОПК-4 | готовностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОПК-5 | владением основными положениями, законами и методами естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира |
ОПК-6 | готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат |
ОПК-7 | способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Методы научного изучения Место антропологии и этнологии в системе гуманитарного знания Основные понятия антропологической и этнологической наук Основные законы естественно-научных дисциплин в области антропологии Основы научной работы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осуществлять планирование и ставить задачи исследования Осознавать значимость своей будущей профессии Соотносить полученные знания с научной картиной мира Выявлять естественно-научную сущность антропологических проблем Получать и анализировать информацию и генерировать новые идеи |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками критического осмысления изучаемого материала Мотивацией к выполнению своей профессиональной деятельности Основными методами гуманитарных и естественных наук Навыками решения естественно-научных проблем в области антропологии Методами научно-исследовательской работы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1 | ||||||
1.1. | Источники по истории антропологии и этнологии. Методы изучения истории антропологии и этнологии | Лекции | 3 | 8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Знания о народах мира в античности, средние века и новое время. | Сам. работа | 3 | 32 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Устная традиция передачи знаний. Письменная традиция передачи антропологических и этнологических сведений | Практические | 3 | 8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Этнография в трудах древнеримских и античных авторов | Лекции | 3 | 8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Расширение этнографических знаний в эпоху великих географических открытий, Дифференциация сфер научного знания в Европе на рубеже XVIII–XIX вв. Роль открытий в естественных и гуманитарных науках в развитие представлений о расовом, языковом и культурном многообразии мира | Сам. работа | 3 | 32 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Выделение этнологии как самостоятельной науки. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, функционализм, американская школа исторической этнологии, этнопсихологическое направление, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм | Практические | 3 | 8 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Российская этнографическая наука: основные тенденции и факторы становления в контексте российской истории | Лекции | 3 | 8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Основные направления и школы российской этнографии конца ХХ – начала ХХ в. Институционализация российской этнографии: научные сообщества и научно-исследовательские учреждения этнологического/антропологического профиля в России. Периодические этнографические издания. | Сам. работа | 3 | 32 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Разработка теории этноса и типологии этнических общностей. Государственные программы этнографических исследований в России ХХ в.; особенности региональных проектов. Влияние зарубежных теорий на развитие российской этнографической науки в конце XX – начале XXI в. | Практические | 3 | 8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: 1. предпосылки формирования и накопления антропологических и этнологических знаний. 2. Устная и письменная традиции передачи антропологических сведений. 3. Древние авторы о этническом составе мира. 4. Путевые записи как жанр этнографического познания мира. 5. Эпоха великих географических открытий и расширение антропологических и этнологических знаний. 6. Антропологическая и этнологическая проблематика в трудах мыслителей эпохи просвещения. 7. Формирование главных методов антропологического и этнологического изучения мира в Европе XVII – XVIII вв. 8. Ранние этнологические концепции: основные представители, их труды и исследования. 9. Особенности развития антропологии и этнологии в Европейских странах в XIX в. 10. Особенности развития антропологии и этнологии в США XIX в. 11. Особенности развития антропологии и этнологии в России XIX в. 12. Деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. 13. Государственные программы этнографических исследований в России ХХ в. 14. Этнологические научные центры в России: основные направления деятельности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы: 1. Основные положения эволюционизма в этнологии 2. Основные черты диффузионизма в этнологии 3. Психоанализ и этнология. 4. Структурализма и антропология. 5. Основные положения функционализма Б. Малиновского. Темы рефератов 1. Этнологические сведения в труде Геродота «История». 2. Биография и научный портрет Б. Малиновского 3. Жизнь и научное творчество К. Гирца. 4. Этнографический компонент Академических экспедиций в России XVIII – XIX вв. 5. Биография и научный портрет Л. Гумилева |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены: 1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом. 2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским. 3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым. 4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение: 1. «История» Геродота. 2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов. 3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в: 1. Булгар Великий. 2. Сибирь. 3. Монголию. 4. Китай. Дуалистические представления об этносе как этно-социальном организме наиболее полно изложены в трудах: 1. Ю.В. Бромлея, 2. Г.Е. Маркова, 3. Л.Н. Гумилева, 4. Н.Н. Чебоксарова. В книге «Хождение за три моря» купец Афанасий Никитин описал свое путешествие в: 1. Персию. 2. Персию и Индию. 3. Индию и Китай. 4. Китай и Японию. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. | Основы этнологии : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Клягин, Н.В. | Современная антропология: учебное пособие | М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233781 |
Л1.3 | Ермаков В.А. | Антропология: Учебно-практическое пособие | М.: Евразийский открытый институт, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.А. Титовой | Этнология: учебник | Издательство КФУ, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Гумер | www.gumer.info | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Сайт Института этнологии и антропологии РАН | www. ras.iea.ru | ||
Э4 | История антропологии и этнологии | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно". Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно". |