МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Диолог религиозного и не религиозного мировоззрения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Диолог религиозного и не религиозного мировоззрения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостной системы представлений о диалоге религиозных и нерелигиозных миросозерцаний;
познакомить студентов с многообразием видов и типов мировоззрений: философским, научным, мифологическим;
научить проводить анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия Бога;
выявить сущностные проблемы Абсолюта, человека, общества, морали, искусства в религиозном и нерелигиозном мировоззрении;
определить ценностные основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений;
рассмотреть проблемы насилия и ненасилия в религиозных и нерелигиозных теориях и практиках установления диалога;
научить выявлять этические, эстетические, культурологические общественно-политические основы диалога;
способствовать формированию толерантной культуры личности;
изучить особенности коммуникационного пространства в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1: способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных этапах развития мировоззренческих вопросов;
о подходах в теории диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; происхождение, сущность и функции диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; об актуальных проблемах диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений;

3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять работу (сбор и анализ) с информацией для подготовки текста исследования по религиозной проблематике; выявлять социальные, этические, конфессиональные и культурные различия отдельного индивида и социума в целом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком вести научно-исследовательскую работу в области коммуникативных возможностей диалога мировоззрений; навыками выступления на конференциях и представлением докладов; навыками толерантного восприятия социальных, этических, конфессиональных и культурных различий членов отдельного коллектива, для решения прикладных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в «Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений»
1.1. Введение в предмет Лекции 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.2. Введение в предмет Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
Раздел 2. Типы мировоззрений и их содержание
2.1. Особенности мифологического мировоззрения Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.2. Особенности мифологического мировоззрения Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.3. Особенности обыденного мировоззрения Лекции 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.4. Особенности обыденного мировоззрения Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.5. Особенности обыденного мировоззрения Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.6. Особенности философского мировоззрения Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.7. Особенности философского мировоззрения Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.8. Особенности научного мировоззрения Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.9. Особенности научного мировоззрения Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.10. Особенности научного мировоззрения Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.11. Особенности религиозного мировоззрения Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.12. Особенности религиозного мировоззрения Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
Раздел 3. Логика концептуализациий в различных типах мировоззрения
3.1. Проблема Абсолюта в религиозном и нерелигиозном мировоззрении Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.2. Проблема Абсолюта в религиозном и нерелигиозном мировоззрении Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.3. Проблема Абсолюта в религиозном и нерелигиозном мировоззрении Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.4. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.5. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.6. Общество в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.7. Общество в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.8. Мораль в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.9. Мораль в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.10. Мораль в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях Сам. работа 5 5 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.11. Коммуникационное пространство в религиозном и нерелигиозном мировоззрении Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.12. Коммуникационное пространство в религиозном и нерелигиозном мировоззрении Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.13. Коммуникационное пространство в религиозном и нерелигиозном мировоззрении Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.14. Проблемы насилия и ненасилия в религиозных и нерелигиозных теориях и практиках установления диалога Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
3.15. Проблемы насилия и ненасилия в религиозных и нерелигиозных теориях и практиках установления диалога Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
Раздел 4. Теория и практика диалога
4.1. Диалог. Проблемы диалога мировоззрений Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.2. Язык Диалога. Уважение, толерантность, ответственность как основа диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.3. Язык Диалога. Уважение, толерантность, ответственность как основа диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.4. Язык Диалога. Уважение, толерантность, ответственность как основа диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений Сам. работа 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.5. Диалог в религиозной сфере Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.6. Диалог в религиозной сфере Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.7. Диалог в религиозной сфере Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.8. Диалог в культурной сфере Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.9. Диалог в культурной сфере Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.10. Диалог в общественно-политической сфере Лекции 5 1 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.11. Диалог в общественно-политической сфере Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5
4.12. Экзамен 5 27 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 https://biblio-online.ru/book/3AFB46E2-A3C4-4D86-BA91-C050CFA7B401/religiovedenie
Л1.2 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федулов Ю. К. Управление общественными отношениями: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
Л2.2 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.3 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.4 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
Л2.5 П. С. Гуревич. Этика : учебник для бакалавров : М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6086AE4A-9552-46A0-BAB1-902193D1504E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека объединяющая книги посвященные богословским проблемам http://bogoslov.ru
Э2 библиотека философского факультета МГУ http://philosophy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Диалог религиозного и не религиозного мировоззрения" рассчитан на 1 семестр. В рамках дисциплины студенты знакомятся с особенностями религиозного и не религиозного мировоззрения; рассматривают особенности взаимодействия и конфронтации данных мировоззрений на разных исторических эатапах.
Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Диалог религиозного и не религиозного мировоззрения» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Самостоятельная работа студента с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При работе с источниками и литературой студенту необходимо:
1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами.
3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения.
4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы.
5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение выступлений совмещается с рассмотрением намеченных вопросов.