МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственного и муниципального управления в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 115
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 20 20 24 24 44 44
Сам. работа 42 42 73 73 115 115
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шарапов А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
История государственного и муниципального управления в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н. профессор Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н. профессор Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ПК-1 Способность работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-4 Способен осуществлять организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации в рамках профессиональных обязанностей, связанных с вопросами региональной политики и управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие делопроизводство. Основы системы органов государственной власти на различных отечественных исторических этапах
3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в классификаторах различных видов, уметь пользоваться номенклатурой дел,
перечнями документов со сроками хранения, которые использовали наши предки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Документационного сопровождения управленческих решений органов государственной власти и местного самоуправления применяемые на различных исторических этапах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Дореволюционный период в системе государственного управления
1.1. История государственного управления. Общетеоретические аспекты. Лекции 5 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. История государственного управления. Общетеоретические аспекты. Практические 5 6 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История государственного управления. Общетеоретические аспекты. Сам. работа 5 16 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Власть и управление в период Киевской Руси IX-XIII века (система престолонаследия, вечевое устройство, полюдье) Лекции 5 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Власть и управление в период Московского государства (XIV-XVII вв.). Практические 5 6 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Система приказов в московском государстве Сам. работа 5 10 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Государственное управление в Российской Империи (XVΙΙΙ – нач. ХХ вв.) Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Сиcтема коллегий при ПетреI. Табель о рангах. Практические 5 8 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Государственное управление в начале XIX века. Реформы Сперанского. Сам. работа 5 16 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Зачет 5 0 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Советский период в государственном управлении России
2.1. Государственное управление в СССР и РФ (1917-1990-е гг.) Лекции 6 10 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Государственное управление в СССР 1920е гг. Система Советов рабочих и солдатских депутатов. Практические 6 10 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Государственное управление в СССР. Сам. работа 6 22 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Командно-административная система. Сам. работа 6 20 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Современный этап развития государственного управления
3.1. Указ Президент РФ Б.Н. Ельцина №1400 Лекции 6 10 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Парад суверенитетов. Зарождение федерализма в России Практические 6 14 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Конституционные основы РФ. Разделение властей Сам. работа 6 11 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Конституция 1993 г. Сам. работа 6 20 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Экзамен 6 27 ОПК-6, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в Фонде оценочных средств
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьбожев Э. Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.urait.ru
Л1.2 Прокофьев С. Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/EECAF932-902D-4AB0-A99C-E2908CF13E3B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Охотского Е.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Омельченко Н.А. - отв. ред. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство экономического развития РФ (Официальный сайт) www.economy.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно- инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.