МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственно-конфессиональных отношений в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
История государственно-конфессиональных отношений в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский П.К.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский П.К.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с характером государственно-конфессиональных отношений в России на современном этапе, с особенностями статуса конфессиональных и национальных организаций в РФ, системой правового регулирования государственно-конфессиональных и национальных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-1 Способность работать с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Позиции различных научных школ, обозревавших вопросы национальной и конфессиональной политики на фоне политических процессов современного Российского государства, специфику новых методологических подходов к изучению вопроса о влиянии конфессиональной ситуации на политический процесс в России. Историческую специфику государственно-конфессионального регулирования в РФ; структуру органов, осуществлявших государственное регулирование
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять политические и конфессиональные особенности религиозной политики в XX- XXI вв.; выявлять социальные и политические и религиозные предпосылки процесса законодательной дифференциации государственно-конфессиональной и национальной политики 1990-х – 2000-х гг.; преподнести информацию о специфике государственно-конфессиональных и национальных отношениях в определенных регионах РФ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Типологизации процессов развития конфессиональных сообществ на территории РФ в XX- XXI вв.; иметь навыки институционального анализа национальных объединений в пространстве государственно-национальной политики РФ, а также иметь навыки теоретического осмысления особенностей национальной и конфессиональной политики в РФ в сравнении со странами Западной Европы и Центрально Азии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Место и роль государственно-конфессиональной политики в истории Российского государства
1.1. Историческая специфика конфессиональных отношений в России Лекции 7 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Статус конфессий в законодательстве СССР Практические 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Основы современной государственной политики в области конфессиональных отношений Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Проблемы и перспективы реформирования сферы конфессиональной политики в конце 1990-х Практические 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Проблемы регулирования конфессиональной политики после распада СССР
2.1. Государственно-конфессиональные отношения в период формирования российского государства. Преодоление национального сепаратизма в первой половине 1990-х гг. Лекции 7 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Преодоление национального сепаратизма и конфессиональная политика в первой половине 1990-х гг. Практические 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Противодействие проявлениям экстремизма и ксенофобии Практические 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Новые религиозные движения в контексте государственного регулирования в 1990-е гг. Сам. работа 7 18 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Специфика отношений государства и РПЦ после распада СССР Сам. работа 7 18 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Конфессиональная политика в эпоху становления российского федерализма
3.1. Свобода совести и свобода вероисповедания в XXI в Лекции 7 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Органы государственной власти, осуществляющие национальную и конфессиональную политику Практические 7 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Эволюция конфессиональной карты в РФ в начале XXI в. Сам. работа 7 27 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Специфика социальных доктрин религиозных организаций в начале XXI века Сам. работа 7 24 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Процесс совершенствования законодательной базы государственно - церковных отношений Лекции 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.6. Роль конфессий в формировании институтов гражданского общества Практические 7 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Проблемы государственно-конфессионального регулирования
4.1. Религиозный фактор в политике по противодействию экстремизму и терроризму. Лекции 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Роль религиозных организаций в социальной политике российского государства Лекции 7 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Эволюция российского законодательства в процессе регулирования деятельности религиозных организаций Практические 7 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Влияние конфессионального фактора на региональную политику в РФ. Сам. работа 7 26 ОПК-4, ПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зорин, В. Ю. : Национальная и конфессиональная политика российского государства в хх — начале ххi века: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6A4B48E5-B3F1-4726-9BAB-5015BCF861C9
Л1.2 Зеленков М. Ю. : Основы теории национальной безопасности: учебник Москва: Юнити-Дана,, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шатаева О. В. : Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Трофимов Е. Н : Россия многонациональная : Политико-правовые основы управления национальными процессами (1906–2012 годы): Москва: Логос, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Дмитриев В.В. : Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 ttpwww.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комитет Государственной Думы по делам национальностей www.komitet2-4.km.duma.gov.ru
Э2 Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками www.komitet2-17.km.duma.gov.ru
Э3 Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) government.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
AcrobatReader
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «История государственно - конфессиональных отношений в России» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так, в ходе лекции «Специфика защиты прав национальных меньшинств в РФ» предполагается не только анализ правовых источников по теме, но и характеристика национальных меньшинств в социальном пространстве РФ. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. Значимую помощь студенту в курсе «История государственно - конфессиональных отношений в России» должно оказать учебное пособие Зорина В.Ю. «Национальная политика российского государства в XX — начале XXI века.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке прктического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответсвующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответсвыует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. нформацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможгостей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращение и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического тзанятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе ананлиза признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источниками информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на контрольные вопросы. В случае не посещения аудитоорных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.