МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры и религии Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 133
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 80 80 53 53 133 133
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева;преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История культуры и религии Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа исторического, культурного развития Китая,изучения особенностей функционирования культурных, литературных и религиозных традиций Китая

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификации китайских письменных источников, научных трудов представителей школ зарубежного и отечественного китаеведения, а также место указанной литературы в системе изучения особенностей культуры и религии Китая; суть вероучения конфуцианства, даосизма и китайского буддизма, основные этапы их развития как религиозных систем, а также специфику их развития в историческом контексте.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять основную суть работ и степень объективности оценок ученых в отношении событий и феноменов культурной жизни Китая; самостоятельно пополнять знания о культурных и конфессиональных явлениях, осветить многие стороны религиозной и культурной составляющей китайского общества, их вклад в развитие мировой культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками логического анализа при знакомстве с текстом для более краткого изложения информации по дисциплине и точной оценки этапов развития истории, культуры и религии Китая; навыком восприятия китайской культуры и религии с позиции цивилизационного подхода.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая
1.1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание китайского этноса Лекции 7 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. История изучения культурного наследия Китая в отечественном и зарубежном китаеведении Лекции 7 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая Практические 7 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая Сам. работа 7 20 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Основные этапы развития китайской цивилизации
2.1. Традиционный и научный варианты периодизации истории Китая. Архаический Китай Лекции 7 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Исходные этнокультурные параметры и идеологические процессы в традиционном Китае Лекции 7 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.3. Духовная и культурная жизнь Китая в XX - XXI вв. Лекции 7 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.4. Основные этапы развития китайской цивилизации и особенности культурных традиций Практические 7 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.5. Основные этапы развития китайской цивилизации и особенности культурных традиций Сам. работа 7 30 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы
3.1. Космолого-онтологические и антропологические воззрения китайского этноса. Семантика моделей и ментальных констант Лекции 7 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.2. Семантика и сакральность в художественной словесности, музыке и строительстве. Государственные верования и культы древнего и имперского Китая Лекции 7 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.3. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы Практические 7 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.4. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы Сам. работа 7 30 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Архаико-мифологические представления Китая
4.1. Специфика китайских мифологических представлений Лекции 8 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Анимистические верования в культуре Китая Лекции 8 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.3. Мифологемы в культуре традиционного и современного Китая Лекции 8 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.4. Архаико-мифологические представления Китая Практические 8 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
4.5. Архаико-мифологические представления Китая Сам. работа 8 32 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая
5.1. Конфуцианство. Даосизм. Буддизм Лекции 8 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.2. Вариативность индивидуального вероисповедания Лекции 8 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.3. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая Сам. работа 8 9 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
5.4. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая Практические 8 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая
6.1. Развитие иероглифической письменности, поэтического и художественного творчества, театрального искусства Лекции 8 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.2. Особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства Лекции 8 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.3. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая Практические 8 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.4. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая Сам. работа 8 12 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
6.5. Экзамен 8 27 ОПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. История Древнего Востока: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/5CD2FB69-BBE5-4A5A-983A-0004032D2C4C
Л1.2 Васильев Л.С. История стран Азии и африки. Средние века и раннее новое время : учебное пособие для академического бакалавриата : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/95B1517F-ECCA-40C5-B56B-746F507B6E47.
Л1.3 Васильев Л. С. История востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 360 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00069-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D. Васильев, Л. С. История востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Том 1.: учеб. для пед. вузов Академия, 2009
Л2.3 Кузищин В.И. История Древнего Востока : учебное пособие для вузов М. : Академия, , 2010.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний www.elibrary.ru
Э2 История и культура Китая www.synologia.ru
Э3 Государственный музей истории религии www.gmir.ru
Э4 Курс в Moodle "История культуры и религии Китая" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение выступлений совмещается с рассмотрением намеченных вопросов.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. Студент, изучающий курс на практических занятиях должен:
– сформировать первичные навыки анализа символов иной традиции;
– привить уважительное отношение к различным проявлениям творческого духа;
– воспитать осознания разницы между культурными традициями Китая;
– знать основную характеристику духовной культуры китайской цивилизации.
В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.