МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры народов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Н.С. Дворянчикова;к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
История культуры народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Знакомство с историей формирования культуры народов России
1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт отдельных народов Российской Федерации
1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурного многообразия народов России
1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия.
1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-этнического характера народов России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Базовые навыки и определения по истории формирования культуры народов России, ее основных характеристик, источников и литературы по теме
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять при научном исследовании основные черты, тенденции развития культуры народов России на современном этапе, анализировать меры государственной политики по сохранению культуры народов России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Поиска и анализа источников и литературы посвященных описанию, изучению и анализу по вопросу истории формирования культурных особенностей, причин их появления, характеристик и современному состоянию. Умению обобщать полученные знания по теме для устного доклада или письменного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Культурологические основы дисциплины
1.1. Ведение. Понятие «культура». Аспекты культуры. Народы России: формирование исторической и культурной общности Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
1.2. Типологии культуры народов Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
1.3. Типологии культуры народов Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
1.4. Современные процессы влияния и сохранения традиций, языка и культуры народов России Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Народы России: проблемы исторической и культурной общности
2.1. Основные этапы истории народов Дальнего Востока Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.2. Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.3. Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.4. Основные этапы истории автохтонных народов Сибири Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.5. Духовная культура коренных народов Сибири Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.6. Духовная культура коренных народов Сибири Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.7. Русское население в Сибири Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.8. Культура и быт русских поселенцев в Сибири Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.9. Культура и быт русских поселенцев в Сибири Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.10. Этнографическая история Уральского региона Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.11. Материальная и духовная культура народов Урала Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.12. Материальная и духовная культура народов Урала Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.13. Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.14. Культура и быт народов Поволжья Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.15. Культура и быт народов Поволжья Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.16. История формирование этнического ландшафта народов Кавказа Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.6, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.17. Народы Кавказа и их культурные особенности Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.6, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.18. Народы Кавказа и их культурные особенности Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.6, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.19. Формирование русской культуры. Народы северо-запада России Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.20. Культура и традиции русского народа Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.21. Культура и традиции русского народа Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.22. Культура и быт народов северо-запада России Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.23. Культура и быт народов северо-запада России Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.24. Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.25. Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России Сам. работа 1 3 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1
2.26. Экзамен 1 27 УК-5, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
Л1.2 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.4 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 biblioclub.ru
Л1.5 Горохов В.Ф. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Клычников Ю. Ю. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. Национальный этикет: учебное пособие СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История культуры народов России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий, которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.