Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | 1.1 Знакомство с историей формирования культуры народов России 1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт отдельных народов Российской Федерации 1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурного многообразия народов России 1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия. 1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-этнического характера народов России |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-10 | Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Базовые навыки и определения по истории формирования культуры народов России, ее основных характеристик, источников и литературы по теме |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлять при научном исследовании основные черты, тенденции развития культуры народов России на современном этапе, анализировать меры государственной политики по сохранению культуры народов России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Поиска и анализа источников и литературы посвященных описанию, изучению и анализу по вопросу истории формирования культурных особенностей, причин их появления, характеристик и современному состоянию. Умению обобщать полученные знания по теме для устного доклада или письменного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Культурологические основы дисциплины | ||||||
1.1. | Ведение. Понятие «культура». Аспекты культуры. Народы России: формирование исторической и культурной общности | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
1.2. | Типологии культуры народов | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
1.3. | Типологии культуры народов | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
1.4. | Современные процессы влияния и сохранения традиций, языка и культуры народов России | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Народы России: проблемы исторической и культурной общности | ||||||
2.1. | Основные этапы истории народов Дальнего Востока | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.2. | Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.3. | Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.4. | Основные этапы истории автохтонных народов Сибири | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.5. | Духовная культура коренных народов Сибири | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.6. | Духовная культура коренных народов Сибири | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.7. | Русское население в Сибири | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.8. | Культура и быт русских поселенцев в Сибири | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.9. | Культура и быт русских поселенцев в Сибири | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.10. | Этнографическая история Уральского региона | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.11. | Материальная и духовная культура народов Урала | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.12. | Материальная и духовная культура народов Урала | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.13. | Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.14. | Культура и быт народов Поволжья | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.15. | Культура и быт народов Поволжья | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.16. | История формирование этнического ландшафта народов Кавказа | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.6, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.17. | Народы Кавказа и их культурные особенности | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.6, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.18. | Народы Кавказа и их культурные особенности | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.6, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.19. | Формирование русской культуры. Народы северо-запада России | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.20. | Культура и традиции русского народа | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.21. | Культура и традиции русского народа | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.22. | Культура и быт народов северо-запада России | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.23. | Культура и быт народов северо-запада России | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.24. | Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.25. | Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России | Сам. работа | 1 | 3 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
2.26. | Экзамен | 1 | 27 | УК-5, ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Козьмин В.А., Бузин В.С. | Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Тавадов Г. Т. | Этнология: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.4 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2012 | biblioclub.ru |
Л1.5 | Горохов В.Ф. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.6 | Клычников Ю. Ю. | ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вишняков С.А. | Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. | СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. | Национальный этикет: учебное пособие | СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "История культуры народов России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий, которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |