МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры России в мировом контексте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рабочая программа дисциплины
История культуры России в мировом контексте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.03 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №183)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение роли русско культуры в мировой истории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры
ПК-27 способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы формирования русской культуры, проблемное поле в исследование материальной и духовной культуры России
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для оценки влияния социально-экономического и политического фактора на развитие культуры России, оценивать роль русской культуры в мировом историческом пространстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.восприятием межкультурного разнообразия России, использованием знаний по истории русской культуры для ведения научно-исследовательской деятельности по изучению народов России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы культуры
1.1. Культура, как объект изучения Лекции 1 4 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
1.2. Основные культурологические школы. Теории культуры Практические 1 4 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
1.3. Основные культурологические школы. Теории культуры Сам. работа 1 8 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
1.4. История и становление культуры Лекции 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
1.5. Человек, как субъект культуры Лекции 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.2
1.6. Становление и понятие культурного наследия России Лекции 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. История развития культуры в России
2.1. Древнерусская культура Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.2. Древнерусская культура Сам. работа 1 8 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.3. Русская культура конца XII – XV вв. Лекции 1 4 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.4. Русская культура конца XV – XVII вв. Становление единой общерусской культуры Практические 1 4 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.5. Русская культура конца XV – XVII вв. Становление единой общерусской культуры Сам. работа 1 8 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.6. Новые тенденции в духовной культуре XVII в. Лекции 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.7. Петровский культурный переворот Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.8. Петровский культурный переворот Сам. работа 1 8 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.9. Эпоха просвещения в русской культуре Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.10. Эпоха просвещения в русской культуре Сам. работа 1 4 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.11. Понятие «русской идеи» в культуре России Лекции 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.12. Серебряный век русской культуры Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.13. Серебряный век русской культуры Сам. работа 1 8 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.14. Культура России в период революции. Культуры пореволюционной русской эмиграции Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.15. Культура России в период революции. Культуры пореволюционной русской эмиграции Сам. работа 1 7 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.16. Формирование культурного облика тоталитарного общества Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.17. Формирование культурного облика тоталитарного общества Сам. работа 1 4 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.18. Культурные процессы 1960– нач. 90-х гг. Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.19. Культурные процессы 1960– нач. 90-х гг. Сам. работа 1 6 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.20. Постсоветская эпоха российской культуры. Процессы инкультурации в современном обществе. Практические 1 2 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2
2.21. Постсоветская эпоха российской культуры. Процессы инкультурации в современном обществе. Сам. работа 1 5 ПК-13, ПК-27 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Касьянов В. В. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Георгиева Т.А Русская культура. История и современность: Учебное пособие М.: Изд-во «Высшее образование», 2010
Л2.2 Усовой М.Т. Русская культура: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Горелов А. А. История русской культуры. : учебн. пособ. М.: "Юрайт"// ЭБС "Лань", 2012
Л2.4 Пондопуло, Г.К. Введение в науку о культуре (философия, антропология, история культуры). : монография М. : ВГИК им. С.А. Герасимова,, 2017
Л2.5 Замалеев А.Ф. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: Учебное пособие для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский музей www.rusmuseum.ru
Э2 Эрмитаж ermitazh.org
Э3 Курс в Moodle "История культуры России в мировом контексте" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "История культуры России в мировом контексте" направлен на знакомство студентов с историей формирования культурной традиции России. Лекции являются важным этапом учебного процесса в рамках которых, студент приобретает навык умственного труда. Неотъемлемой частью лекционного заняити является приобретение студентом навыка конспектирования материала, что предпологает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Практические занятия расчитаны на занкомство студентов с развтием исламской тардиции в конкретных регионах. К каждому практическому занятию предлагается перечень заданий, которые представлены в фонде оценочных средств. В рамках практических занятий, судент формиует свою собстенную позицию по проблеме развития ислама на региональном уровне, и опираясь на теоретический материал дает объективную оценку современному положению мусульманской уммы в конкретном регионе. Подгоовка к практическим занятиям является трудоемкой формой самостоятельной работы студента по освоению курса. Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Практические занятия прасчитаны на привлечение каждого студента к работе и формированию у них правктических навыков в рамках изучаемого курса.
При подготовке к экзамену студенту следует: в полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций и практичеких занятий; особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины; при подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).