Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04 _ПО_ДПИиД-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В
1.1. | Формирование знаний и практических умений разработки композиции, составляющих основу профессиональной грамотности, художественно-образного мышления и практического мастерства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам |
ПК-3 | Способен модернизировать и использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса |
ПК-4 | Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность понятия «композиция» и основные виды композиции, законы и свойства композиции законы визуального восприятия и принципы (правила, приемы и средства) организации композиции сущность понятия «образная выразительность», средства ее достижения с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании произведений изобразительного искусства и дизайна принципы формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно ставить и решать задачи композиционных построений использовать выразительные возможности средств композиции и их свойства в своей творческой деятельности разрабатывать композиции с помощью различных выразительных художественно-графических средств, управляя их активностью формировать профессиональную компетентность рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | средствами художественной выразительности приемами построения композиций различной степени сложности методами анализа используемых композиционных средств и приемов основными методами формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в композицию | ||||||
1.1. | Понятие «композиция». Композиция в изобразительном искусстве и дизайне. Основные виды композиции. Типы изобразительных композиций. Общее понятие о различных формах организации композиции. Основные законы композиции, их роль и значение в создании художественного произведения. Свойства композиции. Правила, приемы и средства композиции. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.2. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.3. | Форма. Геометрический вид формы. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейно-пластическая форма. Собственные свойства формы. Величина и масса формы. Свойства поверхности формы. Цвет. Фактура. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.4. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.5. | Виды форм и их характеристика. Комбинация композиционных форм. Положение формы в пространстве. Закономерности зрительного восприятия формы. Восприятие плоскостной формы. Особенности восприятия объемно-пространственной формы. Светотень. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.6. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.7. | Композиционные возможности изобразительных средств. Точка, линия, пятно. Плоскость. Цвет, тон. | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.8. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.9. | Композиционные возможности изобразительных средств. Фактура. Рельеф. Объемная поверхность. Пространство. | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.10. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.11. | Образная выразительность - как основная задача композиции. Применение средств выразительности и средств композиции для передачи художественного образа. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.12. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 2. Принципы организация композиции | ||||||
2.1. | Концепция визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Законы визуального восприятия плоскости. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.2. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.3. | Принципы организации композиции. Формат композиции. Композиционные оси. Пространство композиции. Композиционные схемы. Композиционные связи. Группировка элементов. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.4. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.5. | Визуальная масса. Композиционное равновесие. Виды композиционного равновесия. Правила создания композиционного равновесия в ассиметричных композициях. Средства создания равновесия. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.6. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.7. | Композиционный центр. Закономерности выявления композиционного центра. Способы организации композиционного центра. Доминанта. Роль доминанты в композиции. Субдоминанта. Субдоминантные отношения. Акценты. Принципы расстановки акцентов. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.8. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 3. Средства композиции | ||||||
3.1. | Понятие тождество, нюанс и контраст как количественно-качественные категории композиции. Тождество как принцип полного сходства элементов в композиции. Нюанс отношение близких состояний свойств элементов формы. Контраст как проявление различий в свойствах обьемно-пространственной формы | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.2. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.3. | Понятие о пропорции. Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого. Модульная система пропорционирования. Модуль. Виды пропорциональных отношений. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Принцип геометрического подобия. Отношение золотого сечения. Примеры пропорциональных отношений в строении биоформы, в построении композиции. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.4. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.5. | Понятие масштабности. Масштаб как средство художественной выразительности. Представление о сомасштабности пространства. Человек как мера организуемого пространства. Количественные методы для обеспечения сомасштабной человеку структуры пространства. Масштаб: размерный, геометрический, композиционный. Приемы и средства выражения масштабности. Зависимость масштабности формы от характера ее членений. Определение соотношения элементов композиции и внешнего пространства. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.6. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 | |
3.7. | Статика. Динамика. Правила передачи движения. Правила передачи покоя. Средства выражения статичности и динамичности. Проявление свойств статичности в композиции. Проявление свойств динамичности в композиции. Направление и характер движения. Внутренняя и внешняя динамика. Статика и динамика как средства выразительности в композиции. | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 | |
3.8. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.9. | Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Ритм как средство выразительности в композиции. Проявление ритма в различных видах композиции. Активные и пассивные элементы ритмических построений. Построение метрических рядов. Построение ритмических рядов. Изменение параметров ритма: ритмического шага, темпа ритма, направления развития ритма. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.10. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.11. | Понятие симметрии. Закономерности расположения частей симметричной фигуры. Элементы симметрии. Основные преобразующие операции. Виды симметрии. Классическая симметрия (отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости). Аффинная симметрия (растяжения, сжатия, сдвига). Симметрия подобия (подобия К; подобия L). Криволинейная симметрия (кручения, сдавливания, слома, простого изгиба). Сочетание различных видов симметрии. Понятие асимметрия, дисимметрия. Ассиметричные композиции. Способы создания зрительного равновесия. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
3.12. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 4. Стилизация в композиции | ||||||
4.1. | Стилизация в композиции. Понятие стилизации и стиля. Роль стилизации в достижении выразительности композиции. Виды стилизации в композиции. Принципы и методы стилизации. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
4.2. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
4.3. | Особенности изображения объектов с элементами стилизации. Изображение объемных форм в композиции. Стилизация природных форм. Композиции из стилизованных объектов. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
4.4. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
4.5. | Использование принципов стилизации при создании композиции в различных видах декоративно-прикладного искусства. Использования стилизации при создании объектов дизайна. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
4.6. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 5. Орнаментальная композиция | ||||||
5.1. | Искусство орнамента. Художественный язык орнамента. Функции орнамента. История искусства орнамента. Орнамент разных стран и народов. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.2. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.3. | Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция. Жанры орнаментальный композиций. Классификация орнаментальных композиций. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.4. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.5. | Орнамент и костюм. Ансамбль предметов костюма, интерьера и орнаментальный текстиль. Орнамент в искусстве XX-XXI веков. Особенности ритмического построения орнаментальных композиций. | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.6. | Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств. см. Приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Меркулова Л.А. | Пропедевтика. Общая композиция : учебник | Академия, 2016 | www.academia-moscow.ru |
Л1.2 | Шевелина Н. Ю. | Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов | Архитектон, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Заварихин, С. П. | Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов | М. : Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A |
Л2.2 | Даглдиян К.Т., Поливода Б.А. | Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением): учебное пособие | ВЛАДОС, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Сабило Н.И. | Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие | Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ООО ИПК «Университет», 2014 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система учебной и научной литературы | www.Ibooks.ru | ||
Э4 | Курс «Основы композиции» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |