МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественного и зарубежного религиоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
История отечественного и зарубежного религиоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является ознакомление студентов с этапами становления и основными направлениями развития отечественного и зарубежного религиоведения. В процессе изучения дисциплины предполагается ознакомление магистров с процессом эволюции истории религии как научного направления; развитием социологическог напрвления в религиоведении, формированием представлений о специфике религиозной и культурной апнтропологии. Необходимым этапом изучения современного религиоведения является знакомство магистров с методологией феноменологии религии, герменевтическому подходу в описании религиозных процессов, а также становлению структуралистской методологии в религиоведении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксеологического аспектов религиоведческого знания, знание основных категорий религиоведческих дисциплин
ОПК-3 способностью использовать знания основных современных концепций мирового и российского религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современности
ОПК-5 способностью использовать знание основных этапов развития мирового и российского религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной преподавательской этики;основные категории и понятия религиоведения; знать особенности становления религиоведения в диалектическом единстве истории религии, философии и теологии; историческое развитие религиоведения; основные теории; роль теории познании в развитии религиоведения; специфику религиозного субъекта информационном обществе; основные аксиологические концепции развития отечественного и зарубежного религиоведения
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать фундаментальные знания для достижения этических гуманистических задач; использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания; оценивать основные тенденции и проблемы в развитии религиоведения; определять факторы религиозного развития; понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа различных религиоведческих концепций; методологией религиоведческого познания; навыками компаративного анализа; способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиоведения; способностью в процессе исследования применять основные герменевтические категории; навыками для решения типичных задач в области межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зарождение религиоведения
1.1. Становление научно-критического исследования религии: от Античности до рубежа 19-20вв. Сравнительно-мифологическое, историческое, этнографическое религиоведение XIX–XX вв. Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Становление отечественного религиоведения, цели, задачи и особенности, российского религиоведения. Практические 1 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Становление отечественного религиоведения, цели, задачи и особенности, российского религиоведения. Сам. работа 1 18 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Сравнительно-мифологические и исторические исследования первобытной религии Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Сравнительно-мифологические и исторические исследования первобытной религии Сам. работа 1 20 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Этнографические исследования религиоведения. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Этнографические исследования религиоведения. Сам. работа 1 12 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Развитие религиоведения как академической дисциплины
2.1. Антропологическое религиоведение в XIX–XX вв. Становление и развитие феноменологического религиоведения в XIX– XX вв. История отечественного религиоведения в XX в. Лекции 1 6 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Редукционизм и эволюционизм в развитии религиоведения. Антропология Л. Леви-Брюля: тотальность коллективных представлений и социальные детерминации индивида. Практические 1 10 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Антропологическое религиоведение в XIX–XX вв. Становление и развитие феноменологического религиоведения в XIX– XX вв. История отечественного религиоведения в XX в. Сам. работа 1 32 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Становление и развитие феноменологического метода в религиоведении Практические 1 8 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Становление и развитие феноменологического метода в религиоведении Сам. работа 1 31 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Экзамен 1 27 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кирсберг И. В. Феноменология в религиоведении: какой она может быть? Исследование религии только как сознания: Москва: Прогресс-Традиция, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Красников, А. Н Методологические проблемы религиоведения : учебное пособие для магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018. www.biblio-online.ru/book/F39F1D0A-76C4-4346-B6A1-D07B38CFD1A7.
Л1.3 А. Н. Красников, Л. М. Гаврилина, Е. С. Элбакян. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академическое религиоведение Проект кафедры философии и религиоведения Владимирского Государственного Университета religiousstudies.in
Э2 Научный богословский портал www.bogoslov.ru
Э3 Центр религиоведческих исследований religiopolis.org
Э4 Курс в Moodle "История отечественного и зарубежного религиоведения" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «История отечественного и зарубежного религиоведения» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, лекция «Становление научно-критического исследования религии: от Античности до рубежа 19-20 вв.» предполагает ознакомление магистров с процессами анализа исторических источников, отражающих явления религиозной жизни, посредством исторических, этнографических, антропологических, философских и филологических методов. В рамках лекии формируется понимание магистрами особенностей формирования методологической парадигмы религиоведения
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Характеристика современных методов религиоведения: феноменологического, герменевтического связана с демонстрацией примеров применения методов на практике. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Основные методологические концепции религиоведения представлены в монографии А.Н. Красникова «Методологические проблемы религиоведения», екомендуемой лектором в качестве основного учебного пособия. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.



Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи. В курсе «История отечественного и зарубежного религиоведения» важно во время практических занятий отработать навык применения методологии религиоведения на материалах собственного научного исследования.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Магистрам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. В помощь магистру предоставляются ресуры интерент: Центр религиоведческих исследований http://religiopolis.org/religiovedenie/2756-religiovedenie-na-stranitsah-religiovedenija. На данном сайте можно ознакомиться с примерами приведения методологических концептов религиоведения. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.


Методические указания к самостоятельной работе магистра.

Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.