МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловая журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловая журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение функций, задач, принципов работы журналиста делового издания, закономерностей и правовых норм деловой журналистики, принципов организации работы редакции бизнес-журнала; формирование навыков сбора, обработки, анализа и редактирования информации для подготовки материалов, публикуемых в современных российских деловых СМИ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы поиска актуальных тем, профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами; принципы отбора и верификации информации; подготовки журналистского медиапродукта, в том числе, в сфере деловой журналистики
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск и анализ актуальных тем, отбирать релевантную информацию из доступных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения; готовить к публикации журналистский медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора, анализа и проверки информации, профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами; использования творческого потенциала для подготовки актуального журналистского текста; навыками соблюдения этических стандартов журналистской профессии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место деловой журналистики в системе СМИ
1.1. Особенности экономической и деловой прессы как отдельного типа массмедиа. Роль и место деловой журналистики в системе современных СМИ. Виды деловых медиа, типология носителей деловых медиа Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. История деловых СМИ за рубежом и в России. Первые деловые издания, их специфика. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Целевая аудитория деловых изданий. Социально–демографические, социально–профессиональные, социокультурные, идеологические и политические, потребительские, психологические характеристики . Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Сферы интересов деловых медиа. Систематизация сфер экономики и деловой среды, представляющих интерес для делового медиапроекта. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Классификация контента по жанрам, тематике и рубрикатору Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Экономические/бизнес–новости Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Анализ подборки экономических/бизнес–новостей в деловом издании Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Анализ делового интервью с тем или иным предпринимателем. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Анализ журналистского материала, посвященного выбранной компании. Сам. работа 5 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура и тип контента делового медиа
2.1. Типовой рубрикатор делового издания. Принципы модификации рубрикаторов. Требования к стилю (формату) и контенту делового медиа Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Типы источников информации. Институт экспертов. Систематизация источников информации в деловом медиа, специфика и методы работы с ними. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Формат деловых медиа. Обзор жанров журналистики, используемых в деловых медиа Критерии выбора жанра при подготовке материала. Особенности сбора информации для разных жанров Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Российские и иностранные агентства деловой и экономической информации Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Ведущие мировые деловые СМИ современности в России и за рубежом Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Сравнительный анализ содержательной модели двух выбранных деловых изданий Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Анализ визуальных элементов журналистского материала Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Мониторинг контента деловых изданий Сибири Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.9. Анализ аналитической статьи в выбранном деловом издании Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Анализ рекламы в выбранном деловом издании Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.11. Создание собственного обзорного материала Сам. работа 5 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.12. Формирование собственного контента одного выпуска специального регионального проекта выбранного делового издания Сам. работа 5 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.13. Экзамен 5 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8842
Оценка сформированности компетенции ПК-1. : Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1.Как осуществляется отбор информации журналистом:
а) по желанию журналиста
б) по указанию редактора
в) с учетом задания и профессионально-этических норм
Ответ: в

Вопрос 2.Что представляет собой источник информации:
а) человек
б) предметно-вещественная среда
в) документ
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 3. Корпоративные СМИ по сравнению с другими деловыми изданиями
а) резко отличаются по своему формату и функциям
б) практически идентичны
в) отличаются по ряду признаков, но при этом происходит сближение форматов
Ответ: в

Вопрос 4. Блип-формат это:
а) усиление визуализации
б) то же, что мультимедийность
в) тятотение к краткости и отрывочности
Ответ: в

Вопрос 5. Каковы задачи корпоративных СМИ:
а) сплочение и укрепление коллектива
б) укрепление имиджа организации
в) укрепление связи организации с клиентами
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 6. Вопросы в интервью, которые служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:
а) скользкие
б) уходящие
в) переходные
Ответ: в

Вопрос 7. Одна из основных черт (признак) массовой информации:
а) доступность
б) элитарность
а) закрытость
Ответ: а

Вопрос 8. Первый этап работы над журналистским произведением:
а) сбор информации
б) выбор темы
в) проверка информации
Ответ: б

Вопрос 9. Метатекст – это:
а) образцовый текст какого-либо жанра
б) текст о тексте
в) то же, что и терминология
Ответ: б

Вопрос 10. Байлайнер это:
а) метод составления современной аналитической статьи для делового издания
б) речь, написанная для руководителя компании; разновидность PR-статей, которые, наряду с письмом и поздравлением, относятся к образно-новостному (иначе — оперативно-образному) жанру.
в) специализированная интернет-система для оценки посещаемости страницы
Ответ: б

Вопрос 11. Отношения между журналистикой и властью:
а) носят неразрешимо антагонистический характер, поэтому СМИ всегда должны вставать в оппозицию к власти
б) неизбежно сводятся к подчинению властями сферы СМИ, против чего бесполезно бороться
в) включают «вечные» противоречия, которые при твердой и согласованной позиции журналистского сообществе могут быть удержаны в разумных пределах
Ответ: в

Вопрос 12. Аудитория ведущих деловых изданий по сравнению с аудиторией массовых СМИ:
а) существенно меньше
б) существенно больше
в) сравнима по объему
Ответ: в

Вопрос 13. Манипуляция сознанием это:
а) жесткое утверждение какого-либо тезиса
б) изменение отдельных взглядов или картины мира реципиента в результате информационного воздействия
в) неявное внедрение установок, выгодных источнику воздействия, но нежелательных для реципиента
Ответ: в

Вопрос 14. СМИ считается таковым, если территориально зона его регулярного действия распространяется до международных масштабов:
а) федеральное
б) транснациональное +
в) региональное
Ответ: б

Вопрос 15. Какие понятия являются общими для журналистской этики и права?
а) демократия и правопорядок
б) обязанность и долг
в) идейность и принципиальность
г) коллективизм и эгоизм
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. Какую функцию не реализует или реализует эпизодически деловая журналистика?
Ответ: культурологическая функция.

2. «Инвестигейтивная журналистика – это____________
Ответ: Современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство

3. «Легкий читатель» в деловом издании это__________:
Ответ: Читатель, просматривающий материалы поверхностно, не вникая

4. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется ______________
Ответ: фактчекинг

5. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная.

6. Является ли массовая аудитория одним из сегментов аудитории деловых изданий?
Ответ: Да, большинство деловых изданий включают материалы для массовой аудитории.

7. «Нетикет» - это __________________
Ответ: термин, появившийся в середине 80-х годов XX века и означающий правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

8. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве.

9. _______________ – это факты или логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение.
Ответ: аргументы

10. Что такое лид?
Ответ: это первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста

11. Жанры публицистики, в которых анализ является главным методом: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия и др. – это _________________ жанры .
Ответ: аналитические

12. Заголовок на всю ширину газеты/журнала, «шапка» называется______________
Ответ: баннер

13. Часть электронного (гипертекстового) документа, ссылающаяся на другой элемент, это __________________
Ответ: гиперссылка

14. Под «информационной войной» чаще всего понимается ______________
Ответ: коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание

15. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это____________
Ответ: отчет

16. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для жанра_____________
Ответ: репортажа

17. В России первым начало освещать вопросы торговли и промышленности издание _________________:
Ответ: «Ведомости»
намеренное нарушение норм речевого поведения

18. В 80-х годах ХХ века Wall Street Journal НЕ создавала специальные выпуски газет для __________________
Ответ: африканских стран

19. Виртуальная реальность это_____________
Ответ: искусственная (электронная, компьютерная) реальность, созданная техническими средствами и передаваемая человеку через его ощущения.

20. Метод, направленный на исследование жизненного пути отдельного человека – это:____________________
Ответ: биографический метод


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Экономика, финансы, бизнес: поясните близость и различие терминов
2. Охарактеризуйте бизнес в системе социальных институтов. Структура бизнес-коммуникаций
3. Назовите сущность и основные функции деловой журналистики
4. С каких изданий начиналась деловая журналистики в Европе?
5. Кратко опишите историю деловой журналистики в США
6.Кратко опишите историю деловых изданий в России
7. Назовите современные ведущие деловые издания Европы
8. Перечислите ведущие деловые издания США
9. Назовите ведущие деловые издания России
10. Какова целевая аудитория деловых изданий
11. Охарактеризуйте типологию деловых СМИ
12. Назовите специфику и виды деловой информации
13. Перечислите жанры и принципы функционирования деловой журналистики
14. Каковы особенности стиля делового издания?
15. Каковы композиционно-графические принципы деловых изданий?
16. Опишите обобщенную модель современного делового издания в России
17. Каковы источники информации для деловых изданий?
18. Какими базами пользуются деловые издания?
19. Перечислите основные методы сбора информации для деловых изданий
20. Назовите принципы работы с источниками информации для деловых изданий
21. Назовите основные этические нормы деловой журналистики
22. Охарактеризуйте тенденции развития деловых СМИ в России

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую журнальную/газетную публикацию из делового издания с содержательных позиций: оценка актуальности, языка, аргументированности.
2. Проанализировать прилагаемую деловую публикацию с композиционно-структурных позиций: заголовок и лид, визуальные элементы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобин, М.С. Национальные особенности журналистики : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476
Л2.2 Бобров, А.А. Литературная работа журналиста : учебное пособие Берлин, 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454834
Л2.3 Чернышова, Татьяна Владимировна Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 : http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/907
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э4 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
Э5 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ i-comference.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на роль и место деловой журналистики в системе современных СМИ. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм деловой журналистики. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса.
Самостоятельная работа. При выполнении заданий следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к зачету еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях.