МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловая журналистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловая журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение функций, задач, принципов работы журналиста делового издания, закономерностей и правовых норм деловой журналистики, принципов организации работы редакции бизнес-журнала; формирование навыков сбора, обработки, анализа и редактирования информации для подготовки материалов, публикуемых в современных российских деловых СМИ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы поиска актуальных тем, профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами; принципы отбора и верификации информации; подготовки журналистского медиапродукта, в том числе, в сфере деловой журналистики
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск и анализ актуальных тем, отбирать релевантную информацию из доступных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения; готовить к публикации журналистский медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора, анализа и проверки информации, профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами; использования творческого потенциала для подготовки актуального журналистского текста; навыками соблюдения этических стандартов журналистской профессии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место деловой журналистики в системе СМИ
1.1. Особенности экономической и деловой прессы как отдельного типа массмедиа. Роль и место деловой журналистики в системе современных СМИ. Виды деловых медиа, типология носителей деловых медиа Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. История деловых СМИ за рубежом и в России. Первые деловые издания, их специфика. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Целевая аудитория деловых изданий. Социально–демографические, социально–профессиональные, социокультурные, идеологические и политические, потребительские, психологические характеристики . Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Сферы интересов деловых медиа. Систематизация сфер экономики и деловой среды, представляющих интерес для делового медиапроекта. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Классификация контента по жанрам, тематике и рубрикатору Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Экономические/бизнес–новости Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Анализ подборки экономических/бизнес–новостей в деловом издании Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Анализ делового интервью с тем или иным предпринимателем. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Анализ журналистского материала, посвященного выбранной компании. Сам. работа 5 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура и тип контента делового медиа
2.1. Типовой рубрикатор делового издания. Принципы модификации рубрикаторов. Требования к стилю (формату) и контенту делового медиа Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Типы источников информации. Институт экспертов. Систематизация источников информации в деловом медиа, специфика и методы работы с ними. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Формат деловых медиа. Обзор жанров журналистики, используемых в деловых медиа Критерии выбора жанра при подготовке материала. Особенности сбора информации для разных жанров Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Российские и иностранные агентства деловой и экономической информации Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Ведущие мировые деловые СМИ современности в России и за рубежом Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Сравнительный анализ содержательной модели двух выбранных деловых изданий Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Анализ визуальных элементов журналистского материала Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Мониторинг контента деловых изданий Сибири Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.9. Анализ аналитической статьи в выбранном деловом издании Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Анализ рекламы в выбранном деловом издании Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.11. Создание собственного обзорного материала Сам. работа 5 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.12. Формирование собственного контента одного выпуска специального регионального проекта выбранного делового издания Сам. работа 5 15 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.13. Экзамен 5 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175
Л1.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобин, М.С. Национальные особенности журналистики : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476
Л2.2 Бобров, А.А. Литературная работа журналиста : учебное пособие Берлин, 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454834
Л2.3 Чернышова, Татьяна Владимировна Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 : http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/907
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» http://www.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ http://www.public.ru
Э4 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
Э5 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на роль и место деловой журналистики в системе современных СМИ. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм деловой журналистики. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса.
Самостоятельная работа. При выполнении заданий следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к зачету еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях.