МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 252
контроль 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 18,5 18 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Практические 30 30 30 30 30 30 30 30 120 120
Сам. работа 63 63 63 63 63 63 63 63 252 252
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 108 108
Итого 144 144 144 144 144 144 144 144 576 576

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева;к.и.н., доцент, М.В. Кащаева;ст.преподаватель, Н.С. Дворянчикова;к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
История религий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является последовательное представление формирования и исторической динамики религиозных традиций, и освящение вопросов культовой практики, вероучения и развития сопутствующих художественных форм

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий
ПК-18: способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю формирования и динамику развития религиозных традиций, религиозно-мифологических представлений и социальное устройство религиозных традиций мира; историческую динамику религиозных традиций и их отношение с социально-политической средой; об особенностях ритуально-мифологического комплекса и религиозного искусства соответствующих традиций; основные приемы формирования целостного представления о религиозных конфессиях с целью дальнейшего использования полученных знаний в преподавательской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в области развития истории религии в профессиональной деятельности; интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий; ориентации в вероучительном комплексе рассматриваемых религиозных традиций при осуществление преподавательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истрия религии, как наука
1.1. Основные подходы к решению проблеы происхождения религии Лекции 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные подходы к решению проблеы происхождения религии Сам. работа 1 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Генезис и эволюция религии в истории общества Лекции 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Генезис и эволюция религии в истории общества Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Генезис религии. Характер и формы архаических религиозных верований
2.1. Мифологическое сознание Лекции 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Мифология и ее особенности Практические 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Мифология и ее особенности Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Первобытные формы религиозных верований и их роль в становление человека и общества Лекции 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Эволюция религиозных представлений и культов в первобытную эпоху Практические 1 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Эволюция религиозных представлений и культов в первобытную эпоху Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Племенные религии Лекции 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Племенные религии Практические 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Племенные религии Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений Лекции 1 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Политеистические религии Древнего мира
3.1. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте Лекции 1 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
3.2. Политеизм Древнего Египта Практические 1 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
3.3. Политеизм Древнего Египта Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
3.4. Вариации религиозных представлений в Древней Месопотамии Лекции 1 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Междуречье как источник этнических религий древних народов Практические 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Междуречье как источник этнических религий древних народов Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции Лекции 1 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Религиозные представления Древней Греции Практические 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Религиозные представления Древней Греции Сам. работа 1 9 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.10. Эволюция религиозных представленийв Древнем Риме Лекции 1 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.11. Религиозные представления в Древнем Риме Практические 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.12. Религиозные представления в Древнем Риме Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.13. Этнические религии народов Африки и Америки Лекции 1 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.14. Религии народов Африки. Религии Америки и их этническая самобытность Практические 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.15. Религии народов Африки. Религии Америки и их этническая самобытность Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.16. Экзамен 1 27 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Национально-государственные религии Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, брахманизм)
4.1. История возникновения и специфика ведической религии Лекции 2 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.2. История возникновения и специфика ведической религии Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.3. Направления классического индуизма Лекции 2 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.4. Эволюционный путь индуизма: этапы и специфика Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.5. Эволюционный путь индуизма: этапы и специфика Сам. работа 2 3 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.6. Индуизм в период мусульманского правления и английской колонизации Лекции 2 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.7. Индуистская культовая традиция: социальное и сакральное значение Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.8. Индуистская культовая традиция: социальное и сакральное значение Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.9. Модель кшатрийского пути преодоления кармы: джайнский вариант Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.10. Модель кшатрийского пути преодоления кармы: джайнский вариант Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.11. Возникновение религий в Древнем Китае Лекции 2 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.12. Возникновение религий в Древнем Китае Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.13. Возникновение религий в Древнем Китае Сам. работа 2 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.14. История конфуцианства Лекции 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.15. История конфуцианства Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.16. История конфуцианства Сам. работа 2 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.17. История философского даосизма Лекции 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.18. История философского даосизма Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.19. История философского даосизма Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.20. История даосизма бессмертных Лекции 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.21. История даосизма бессмертных Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.22. История даосизма бессмертных Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.23. Религиозно-мифологилчески е представления Японии Лекции 2 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.24. Религиозно-мифологилчески е представления Японии Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.25. Религиозно-мифологилчески е представления Японии Сам. работа 2 10 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
Раздел 5. Мировые религии Востока (буддизм)
5.1. Формироваие и эволюция буддизма Лекции 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.2. Формироваие и эволюция буддизма Практические 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.3. Формироваие и эволюция буддизма Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.4. Вероучение и культ буддизма Лекции 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.5. Вероучение и культ буддизма Практические 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.6. Вероучение и культ буддизма Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.7. Вероучительные тексты буддизма Практические 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.8. Вероучительные тексты буддизма Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.9. Буддизм в современом мире Лекции 2 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.10. Буддизм в современом мире Практические 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.11. Буддизм в современом мире Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
5.12. Экзамен 2 27 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
Раздел 6. Религиозные представления Древнего и Средневекового Ирана
6.1. Генезис и распространение индоевропейской семьи. Реконструкции ранних религиозныхх представлений индоевропейцев Лекции 3 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.2. Проблемы датировки и реконструкции биографии Заратуштры Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.3. Проблемы датировки и реконструкции биографии Заратуштры Сам. работа 3 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.4. Религиозн-мифологические представления зороастрийцев Лекции 3 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.5. Зороастризм и династия Ахеменидов Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.6. Зороастризм времени Селевкидов и Аршакидов Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.7. Зороастризм времени Селевкидов и Аршакидов Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.8. Проблемы происхождения и содержания Авесты Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.9. Проблемы происхождения и содержания Авесты Сам. работа 3 7 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.10. Зороастризм при ранних Сасанидах Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.11. Мани и распространение манихейства Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.12. Манихейская мифология: космогонический и эсхатологический циклы Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.13. История зороастризма в период правления средних и последних Сасанидов Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.14. История зороастризма в период правления средних и последних Сасанидов Сам. работа 3 12 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.15. Зороастийские представления в пехлевийско й литературе Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.16. Зороастийские представления в пехлевийско й литературе Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.17. Зороастрийские ритуальные практики Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.18. Зороастрийские ритуальные практики Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
6.19. Зороастрийцы и арабо-мусульманские завоевания Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
Раздел 7. История возникновения и развития ислама
7.1. Истоки и предпосылки возникновения ислама Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.2. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда Практические 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.3. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда Сам. работа 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.4. Развитие ислама в период правления «четырех праведных халифов» Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.5. Исламское вероучение. Пять столпов веры Практические 3 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.6. Исламское вероучение. Пять столпов веры Сам. работа 3 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.7. Ислам правления Омейядов (661–750 гг.) Лекции 3 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.8. Коран как источник мусульманского вероучения, и историко-культурный памятник Практические 3 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.9. Коран как источник мусульманского вероучения, и историко-культурный памятник Сам. работа 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.10. Сунна, источник исламского вероучения и права Мусульманское право Практические 3 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.11. Сунна, источник исламского вероучения и права Мусульманское право Сам. работа 3 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.12. История ислама в период правления Аббасидов Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.13. Ислама в период позднего средневековья и новое время Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.14. Ислам в современном мире Лекции 3 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.6
7.15. Экзамен 3 27 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Формирование и эволюция христианства
8.1. Возникновение христианской религии Лекции 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.2. Христианство в свете первоисточников Практические 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.3. Христианство в свете первоисточников Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.4. Взаимоотношения христианской церкви и Римской империи во II – IV в Лекции 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.5. Религиозные течения в Иудее в конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. Практические 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.6. Религиозные течения в Иудее в конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.7. Становление и развитие христианской церкви Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.8. Состояние раннехристианских общин Практические 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.9. Состояние раннехристианских общин Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.10. Формирование христианского вероучения во II – III вв. Лекции 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.11. Преобразование христианства в государственную религию Практические 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.12. Преобразование христианства в государственную религию Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.13. Развитие христианского богослужения Лекции 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.14. Развитие христианского вероучения во II – IV вв. Практические 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.15. Развитие христианского вероучения во II – IV вв. Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.16. Христианская церковь периода Вселенских соборов Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.17. Теоретические споры в христианстве IV – V вв Практические 4 1 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.18. Теоретические споры в христианстве IV – V вв Сам. работа 4 6 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.19. Положение христианской церкви на Западе в VI – XI вв. Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.20. Взаимоотношения Западной и Восточной церквей в IX – XI вв. Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.21. Разделение западной и восточной церквей Практические 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.22. Разделение западной и восточной церквей Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.23. Реформа церкви и возвышение папства в ХII-ХIII вв Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.24. Борьба Римской церкви за независимость Практические 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.25. Борьба Римской церкви за независимость Сам. работа 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.26. Папство в дореформационную эпоху Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.27. Католицизм в Эпоху Возрождения Практические 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.28. Католицизм в Эпоху Возрождения Сам. работа 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.29. Католичество в эпоху Реформации и Контрреформации Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.30. Католицизм в Европе до Французской революции Практические 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.31. Католицизм в Европе до Французской революции Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.32. Первоначальные формы протестантизма Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.33. Проблемы католичества в XIX в. Практические 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.34. Проблемы католичества в XIX в. Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.35. Развитие протестантизма Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.36. Развитие протестантизма в XVII-XVIII вв. Практические 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.37. Развитие протестантизма в XVII-XVIII вв. Сам. работа 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.38. Старые и новые протестантские деноминации в XIX-XX вв. Лекции 4 2 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.39. Старые и новые протестантские деноминации в XIX-XX вв. Практические 4 4 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.40. Старые и новые протестантские деноминации в XIX-XX вв. Сам. работа 4 3 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.7
8.41. Экзамен 4 27 ПК-4, ПК-18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения
Приложение 1.   История религий.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии древнего мира : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0
Л1.2 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 2. Религии древнего мира. Народностно-национальные религии : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7FBC0D2A-E075-4544-A4F2-5D02E49989B5
Л1.3 Яблоков И.Н. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата / : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.2 Васильев Л.С. История Древнего Востока: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5CD2FB69-BBE5-4A5A-983A-0004032D2C4C
Л2.3 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.4 Решетникова, Л.С. Из истории религий и учений Востока: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481624
Л2.5 Зубов А. , Зубова О. Религия Древнего Египта: Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=481531
Л2.6 Ислам : культура, история, вера: Москва: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=441773
Л2.7 Под общей редакцией: Головков Марк, архиепископ Христианство: век за веком : Очерки по истории христианской Церкви: Москва: ДАРЪ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=441219
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.gumer.info
Э2 http://avesta.isatr.org/
Э3 http://musulmaninn.narod.ru
Э4 http://catholicism.net.ua/index.html
Э5 http://history.catholicspb.ru/?chpr12
Э6 Курс в Moodle "История религий" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3130
Э7 Курс в Moodle "История религий" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1527
Э8 Курс в Moodle "История религий" (1й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6281
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "История религий" рассчитан на 4 семестра, в каждом из которых студент знакомиться с конкретными религиозными направлениями, начиная от истории зарождения религиозного мировоззрения.
Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «История религий» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Изучение теоретических основ дисциплины и ее разделов предполагает осмысление учебного материала, предъявляемого на лекциях. Используя электронную библиотечную базу, студенты изучают основную литературу. Студенты входят в базу ЭБС и работают с текстами учебников. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно изучаются научные статьи и монографии. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. В некоторых случаях на лекциях может использоваться устный групповой опрос, выявляющий степень понимания и усвоения теоретического материала.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с
преподавателем. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Для плодотворной работы необходимо скрупулезно изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы, внимательно прочитать и проанализировать выбранные студентом самостоятельно первоисточники, научную литературу (монографии и статьи), обратиться к
энциклопедическим изданиям. Необходимо вести тщательный конспект изучаемого материала, в котором должны быть зафиксированы материалы источников. На основе изучения учебной и научной литературы студенты готовят доклады для выступления на практических занятиях.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При работе с источниками и литературой студенту необходимо:
1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами.
3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения.
4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы.
5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам.
Программа учебной дисциплины «История религий» предполагает проведение экзамена в каждом из 4 семестров, как формы промежуточной аттестации студентов. При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)