Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Профиль | Управление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Сам. работа | 104 | 104 | 41 | 41 | 145 | 145 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов в области истории и специфики религиозного искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления и религиозного искусства; мировоззренческие концепции интерпретации категорий искусства с позиции философии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять философские знания в области искусства для формирования взглядов на оценку религиозного творчества; выстраивать мировоззренческие позиции народов через призму религиозного искусства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком использования понятийного аппарата в области философии для выражения представлений о прекрасном в различных религиозных традициях; способами оценки роли религиозного искусства в формировании мировоззрения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основания религиозного искусства | ||||||
1.1. | История религиозного искусства: обьект, предмет, задачи и методы изучения | Лекции | 5 | 8 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
1.2. | История религиозного искусства: обьект, предмет, задачи и методы изучения | Практические | 5 | 8 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
1.3. | История религиозного искусства: обьект, предмет, задачи и методы изучения | Сам. работа | 5 | 60 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 2. Искусство и его формы | ||||||
2.1. | Виды и жанры искусства | Лекции | 5 | 8 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
2.2. | Категории искусства и их связь с религией | Практические | 5 | 8 | ОК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
2.3. | Понимание искусства в религии | Практические | 5 | 8 | ОК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
2.4. | Категории искусства и их связь с религией. Понимание искусства в религии | Сам. работа | 5 | 44 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
Раздел 3. Эстетика религиозного культа | ||||||
3.1. | Художественно-эстетический аспект религиозного культа | Лекции | 6 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
3.2. | Проблемы воплощения религиозного художественного образа | Практические | 6 | 4 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
3.3. | Проблемы воплощения религиозного художественного образа | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
Раздел 4. Канон в церковном искусстве | ||||||
4.1. | Канон в церковном искусстве и его творческие возможности | Лекции | 6 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
4.2. | Религиозное искусство как катарсис | Практические | 6 | 8 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
4.3. | Религиозное искусство как катарсис | Сам. работа | 6 | 13 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
Раздел 5. Генезис религиозного искусства | ||||||
5.1. | Основные этапы развития религиозного искусства | Лекции | 6 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
5.2. | Византийская эстетика | Практические | 6 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
5.3. | Эстетическая мысль в эпоху средневековья | Практические | 6 | 6 | ОК-1 | Л1.1, Л2.6, Л2.5 |
5.4. | Византийская эстетика. Эстетическая мысль в эпоху средневековья | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
5.5. | Экзамен | 6 | 27 | ОК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитич Л. А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | под ред. Н. О. Воскресенской | Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов: | -М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Т. В. Ильина | История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов: | М. : Высш. шк., 2004 | |
Л2.5 | А.П. Садохин | Культурология. Словарь терминов, понятий, имен : | М.: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
Л2.6 | Гуревич, П.С. | Религиоведение: учеб. пособие: | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Новости музеев | museum.ru | ||
Э2 | Государственный Художественный музей Алтайского края | ghmak.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "История религиозного искусства" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий,подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий.Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине «История религиозного искусства» студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). Экзамен проходит устно. Студент может ознакомиться с вопросами к экзамену в начале семестра. При подготовке к экзамену целесообразно повторить пройденный материал в строгом соответствии с программой, примерным перечнем вопросов к экзамену. Необходимо использовать конспекты практических занятий, учебную литературу, рекомендованную преподавателем. При необходимости следует обратиться к преподавателю за консультацией и методической помощью. |