МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религиозной этики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 97
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 97 97 97 97
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История религиозной этики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование этической картины мира и ее проекции в религиозной сфере, понимание места и роли морали в религиоведческой системе; сформировать у студентов представление о развитии религиозной этики и ее место в истории человечества;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной потенциал развития исследовательской работы в области истории религиозной этики; основные информационные технологии аргументации в религиозно-этических дискурсах; историю религиозной этики; роль и значение этического в религиозной сфере; происхождение и сущность морали.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать профессиональные религиозно-этические тексты с точки зрения теории аргументации; интерпретировать и ясно представлять основные концепции религиозной этики; оперировать категориальным аппаратом религиозной этики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой теории аргументации в религиозно-этических дискурсах; методами интерпретации и понимания религиозного комплекса с позиции религиозной этики; способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основания истории религиозной этики
1.1. Введение в учебную дисциплину. цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалистов Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные понятия истории религиозной этики Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Разнообразие этических и моральных религиозных теорий Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Сущность религиозно-этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий этики и их нормативно-оценочная роль Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Место религиозно-этических учений в системе мировой культуры Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Место религиозно-этических учений в системе мировой культуры Сам. работа 3 16 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Мировые религиозно-этические системы
2.1. У истоков этики. Зачатки первых этических концепций Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. У истоков этики. Зачатки первых этических концепций Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. У истоков этики. Зачатки первых этических концепций Сам. работа 3 16 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Происхождение морали. Место и роль религиозной морали в общественном сознании и поведении Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Происхождение морали. Место и роль религиозной морали в общественном сознании и поведении Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Происхождение морали. Место и роль религиозной морали в общественном сознании и поведении Сам. работа 3 16 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Проблема теодицеи в религиозной этике. Теория нравственной санкции Лекции 3 4 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Проблема теодицеи в религиозной этике. Теория нравственной санкции Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Проблема теодицеи в религиозной этике. Теория нравственной санкции Сам. работа 3 16 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Проблемы насилия и ненасилия в религиозной этике Лекции 3 6 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Проблемы насилия и ненасилия в религиозной этике Практические 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Проблемы насилия и ненасилия в религиозной этике Сам. работа 3 16 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Проблема духовности в религиозной этике Лекции 3 6 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.14. Проблема духовности в религиозной этике Практические 3 6 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.15. Проблема духовности в религиозной этике Сам. работа 3 17 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.16. Смысл этического: подходы к изучению Практические 3 10 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. Экзамен 3 27 ОК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 П. С. Гуревич. Этика : учебник для бакалавров : М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6086AE4A-9552-46A0-BAB1-902193D1504E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
Л2.2 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учеб. для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Буддизм алмазного пути (школа карма-кагью) www.buddhism.ru
Э2 Буддийский центр школы Карма кагью www.mahamudra.ru
Э3 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам www.gumer.info
Э4 Журнал «Буддизм в России» www.buddhismofrussia.ru
Э5 Официальный сайт Иволгинского дацана www.datsan.buryatia.ru
Э6 Религаре www.religare.ru
Э7 Библиотека Гумер www.gumer.info
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «История религиозной этики» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. В данном курсе функцией лекционного занятия является не только сообщение новой, ранее не известной студенту информации, но и выявление понимания студентом сущности восприятия категорий религиозной этики. Поэтому, студентам в ходе лекции задаются вопросы, с целью выявления адекватности восприятия содержания курса. В связи с этим, студент должен не только сосредоточенно конспектировать лекцию, но и внимательно относиться к элементам дискуссии, вводимой преподавателем.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, лекция «Сущность религиозно-этических категорий» предполагает раскрытие содержания религиозных этических категорий. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.