МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русской православной церкви
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 79
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 79 79 79 79
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История русской православной церкви

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение основных периодов в истории РПЦ. Демонстрация специфики устройства русской церкви; церковного управления; изучение особенностей развития Русской Православной Церкви в начале XX века; рассмотрение основных тенденций и динамику развития обновленческого движения; ознакомление студентов с историей образования Алтайской Духовной Миссии и её современной деятельностью; определение основных направлений современного развития Русской Православной Церкви.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социальные, политические и религиозные предпосылки принятия христианства русскими князьями, последствия принятия христианства; влияние РПЦ на развитие институтов княжеской власти; исторические предпосылки образования первой русской митрополии; роль РПЦ в борьбе с завоевателями в XIII – XV вв.; исторические предпосылки ведения патриаршества на Руси; специфику Синодального периода в истории РПЦ; особенности положения институтов РПЦ в Советском государстве; специфику развития институтов РПЦ в современной России; знает социальные и политические причины, способствующие эволюции и укреплению православия на территории древних русских княжеств; политические и религиозные предпосылки возвышения русских митрополитов и создания условий для автокефального правления; историографические оценки истории РПЦ: проблемы крещения РУСИ, истории РПЦ в составе Константинопольского патриархата, автокефального периода и патриаршего периода
3.2.Уметь:
3.2.1.объективно оценить вклад РПЦ в становление российской государственности, укреплении самодержавных тенденций, усилении авторитета российской государственности; выявлять политические и конфессиональные особенности процесса крещения Руси, а также социальные и экономические предпосылки в эпоху Церковного раскола; характеризовать специфику самодержавной политики российских императоров в отношении РПЦ; определять роль РПЦ в развитии институтов современного общества; накапливать посредством изучения источников информацию о влиянии личности на ход исторического процесса на примере биографий митрополитов и патриархов; уметь сравнивать периоды развития истории РПЦ с развитием таких автокефальных церквей как Сербская и Болгарская, анализировать причины, способствующие удержанию автокефального статуса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой анализа правового статуса РПЦ в законодательстве Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации; методикой историко-политического и историко-социального анализа событий истории РПЦ; алгоритмом самостоятельного поиска и изучения новой литературы по истории и ключевым проблемам развития РПЦ XX в.; способностью определять специфику развития РПЦ в контексте развития других восточных православных автокефальных церквей; методикой сравнительного анализа развития институтов РПЦ на фоне развития других православных автокефальных церквей; методологией типологизации старорусского сектантства; анализом развитие институтов РПЦ в рамках развития и эволюции институтов других поместных православных церквей в XX веке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Христианство на Руси в домонгольский период
1.1. Типы дохристианских верований, их организация, представители культа Лекции 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.2. Значение начального этапа христианизации Руси Лекции 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
1.3. Пути распространения и условия адаптации православной веры на Руси. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
1.4. Пути распространения и условия адаптации православной веры на Руси. Сам. работа 4 8 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
1.5. Формирование экономической, правовой и административной базы Русской православной церкви в период X-XIII вв. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
1.6. Социально-политическая и духовная деятельность православной церкви на Руси в монгольский период. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
1.7. Формирование экономической, правовой и административной базы Русской православной церкви в период X-XIII вв. Социально-политическая и духовная деятельность православной церкви на Руси в монгольский период. Сам. работа 4 10 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. Русская православная церковь в период до разделения митрополий (XIII-XVII вв.)
2.1. Роль православной церкви во внутренней и внешней политике Руси монгольского периода Лекции 4 4 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.2. Превращение Московского княжества в национальное государство Лекции 4 4 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.3. Рождение Московской митрополии. Причины и необходимость введения патриаршества на Руси Сам. работа 4 8 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
2.4. Процесс достижения Русской православной автокефалии. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
2.5. Богословские споры на Руси период XIV-XV вв. и укрепление православия. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
2.6. Богословские споры на Руси период XIV-XV вв. и укрепление православия. Сам. работа 4 8 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
2.7. Русское православие на литовско-польских территориях. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.8. Русское православие на литовско-польских территориях. Сам. работа 4 8 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Раздел 3. Синодальный период в истории русского православия (1721-1917 гг.)
3.1. Объективные и субъективные причины введения синодального управления РПЦ Лекции 4 8 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Религиозная политика царизма в XVIII – XIX вв. Сам. работа 4 8 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Русское православие в XX веке, II период патриаршества
4.1. История взаимоотношений РПЦ и Советского государства Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
4.2. Восстановление патриаршества в 1943 – 1945 гг. Сам. работа 4 10 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
4.3. Эволюция течений и новообразований в РПЦ в XX в. Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Эволюция течений и новообразований в РПЦ в XX в. Сам. работа 4 9 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
4.5. Русская православная церковь на современном этапе Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
4.6. Русская православная церковь на современном этапе Сам. работа 4 10 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
4.7. Экзамен 4 27 ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8.
Л1.2 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8
Л1.3 Матвиенко В. А. Политико-правовые аспекты деятельности Русской Православной Церкви в современной России: учебное пособие: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=276140
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.2 Дмитриев, В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.4 Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории киевской руси X-XII вв / М. Д. Присёлков. : М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4FB334AD-5DA3-4E8B-8F16-34005BA7B0E0.
Л2.5 Овчинников В. А. История Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVI - начале XX вв: учебное пособие: Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=232394
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Русской православной церкви patriarchia.ru
Э2 Сайт Православного Свято-Тихоновского Университета: db/text/80367.html
Э3 Официальный сайт Русской Православной Церкви http://www.patriarchia.ru/
Э4 Курс "История русской православной церкви" в Moodle на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1527
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «История Русской православной церкви» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, лекция «Превращение Московского княжества в национальное государство» предполагает анализ политических событий XV века и выявление роли Русской православной церкви в становлении независимых государственных институтов. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Основным учебным пособием раскрывающим содержание периодов истории РПЦ является учебное пособие «История религии» под редакцией И.Н. Яблокова. Однако для понимания специфики политического влияния РПЦ в истории Российского государства, а также основ её социальной деятельности необходимо привлечение дополнительной литературы: «Очерки по церковно-политической истории Киевской руси X-XII вв.» М. Д. Присёлкова, а также «История Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVI - начале XX» В.А. Овчинникова и другой литературы, рекомендованной преподавателем. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции. Поскольку предмет «История Русской православной церкви» тесно связан с пониманием сущности процессов эволюции церковного вероучения и институциональной организации церкви, преподавателем в ходе лекции задаются вопросы дискуссионного характера, на которые студенты должны адекватно реагировать. Поэтому в ходе лекции анонсируются темы последующих лекционных занятий для своевременного ознакомления студентов с материалами курса.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.