МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История философии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 112
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17,5 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 26 26 32 32 58 58
Сам. работа 41 41 71 71 112 112
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А.Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История философии" явлются ознакомление студентов с основными этапами становления мировой философской мысли, развитие навыков работы с философскими категориями, особенностями ведущих философских школ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории философии
ПК-23: способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории философии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и концепции истории философии; основные принципы развития исследовательской работы истории философии; базовые категории истории философии в процессе преподавания философских, обществоведческих
и религиоведческих дисциплин в средней школе; специфические особенности истории философии.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать философские тексты ведущих представителей мировой и отечественной философской мысли, в том числе и с точки зрения генезиса и развития философской мысли в историческом процессе; оценивать качество научно-исследовательской работы в области истории философии; объяснить базовые категории истории философии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе; интерпретировать и ясно представлять эти особенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выделять разнообразные типы философствования; навыками организации научно-исследовательской работы в области истории философии; способами преподавания базовых категорий истории философии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; методами интерпретации и понимания историко-философского процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в историю философии
1.1. История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи Лекции 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи Практические 5 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2 Античная философия
2.1. Особенности античной философии Лекции 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Особенности античной философии Практические 5 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Особенности античной философии Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) Лекции 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) Практические 5 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Онтология и гносеология Платона Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Онтология и гносеология Платона Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Онтология и гносеология Платона Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Метафизика и логика Аристотеля Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Метафизика и логика Аристотеля Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Метафизика и логика Аристотеля Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3 Средневековая философия
3.1. Особенности и периодизация средневековой философии Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности и периодизация средневековой философии Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Особенности и периодизация средневековой философии Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Философия Аврелия Августина Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Философия Аврелия Августина Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Философия Аврелия Августина Сам. работа 5 3 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского Сам. работа 5 8 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Основные ориентиры философии эпохи Возрождения Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Основные ориентиры философии эпохи Возрождения Практические 5 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.12. Основные ориентиры философии эпохи Возрождения Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.13. Экзамен 5 27 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4 Философия Нового и Новейшего времени
4.1. Особенности философии Нового времени Лекции 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности философии Нового времени Практические 6 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Особенности философии Нового времени Сам. работа 6 3 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона Лекции 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона Практические 6 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона Сам. работа 6 3 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века Лекции 6 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века Практические 6 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.9. Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века Сам. работа 6 7 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.10. Философия французского Просвещения Лекции 6 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.11. Философия французского Просвещения Практические 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.12. Философия французского Просвещения Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.13. Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса Лекции 6 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.14. Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса Практические 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.15. Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса Сам. работа 6 7 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.16. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра Лекции 6 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.17. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра Практические 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.18. Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра Сам. работа 6 9 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.19. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма Лекции 6 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.20. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма Практические 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.21. Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма Сам. работа 6 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.22. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) Лекции 5 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.23. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) Практические 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.24. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) Сам. работа 6 10 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.25. Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) Лекции 6 1 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.26. Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) Практические 6 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.27. Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) Сам. работа 6 10 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5 Русская философия
5.1. Философия «серебряного века» Лекции 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Философия «серебряного века» Практические 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Философия «серебряного века» Сам. работа 6 10 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Советская философия Лекции 6 2 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Советская философия Практические 6 4 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.6. Советская философия Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.7. Экзамен 6 27 ПК-9, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения
Приложение 1.   История философии.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/DD2FBCA9-239B-42C9-AC53-9C9CEAD9941C?
Л2.2 В. П. Федюкин Философия от античности до современности: Барнаул : Изд-во АлтГУ, , 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт философии Российской Академии наук https://iphras.ru/hp.htm
Э2 Электронная библиотека по философии http://filam.ru/sait.php
Э3 Курс в Moodle "История философии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4136
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «История философии» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать философские персоналии, учения и направления, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным изложить основные философские категории, охарактеризовать разделы, проблематику и функции философии в ее современной интерпретации.
На практических занятиях студент обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных философских учений у различных авторов. Умение сравнивать различные философские идеи, выявляя их индивидуальную или общую эвристичность, также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «История философии». Способность студента оценивать как историческую роль философии, так и роль философии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.