МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Жизненный цикл высокотехнологичных изделий промышленности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.04.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильНейроинформационные технологии и робототехнические системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_01_НТиРС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Плотицын Н.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Жизненный цикл высокотехнологичных изделий промышленности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №918)

составлена на основании учебного плана:
09.04.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Жизненный цикл высокотехнологичных изделий промышленности» является углубление общего информационного образования и информационной культуры студентов, а также систематизация научно-технической информации, базовых теоретических знаний и навыков использования современных информационных технологий в различных областях профессиональной деятельности и решения типовых задач информационного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.модели представления и методы обработки знаний, системы принятия решений
методы оптимизации и принятия проектных решений
методы проектирования аппаратных и программных средств
жизненый цикл программных и аппаратных средств, оценку качества программных и аппаратных продуктов

3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, организовывать и проводить научные исследования;
использовать типовые программные продукты, орентированные на решение научных, проектных и технологических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного поиска
навыками самостоятельной научно-исследовательской, проектно-конструкторской, проектно-технологической, организационно-управленческой деятельностью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие теоретические основы жизненного цикла высокотехнологичных изделий
1.1. Порядок организации выполнения конкретных видов работ, их содержание на стадиях жизненного цикла изделий. Вид работы. Этап работы. Характеристики высокотехнологичных изделий Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 Л1.1
1.3. Общие теоретические основы жизненного цикла высокотехнологичных изделий Практические 3 4
Раздел 2. Процессный подход в организации работ
2.1. Менеджмент процессов в организации. Модель системы менеджмента качества основанной на процессном подходе. Процессы СМК при проектировании и разработки изделий. Направленность СМК и других систем менеджмента Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 Л1.1
2.3. Процессный подход в организации работ Практические 3 2
Раздел 3. Нормативные документы системы технического регулирования
3.1. Законодательство РФ в системе технического регулирования. Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Роль стандартизации в жизненном цикле высокотехнологичных изделий. Технические регламенты. Стандарты интернета (IETF) Лекции 3 2 Л1.2
3.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 Л2.1
3.3. Нормативные документы системы технического регулирования Практические 3 2 Л1.1
Раздел 4. Исследование и обоснование разработки изделий
4.1. Исследование и обоснование разработки. Виды выполняемых работ. Взаимодействия участников работ. Проведение научно-исследовательских работ. Техническое задание на НИР. Этапы выполняемых работ. Отчетная научно-техническая документация. Маркетинговые исследования. Объекты интеллектуальной собственности. Законодательство РФ в области интеллектуальной собственности Лекции 3 2 Л1.2
4.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 10 Л1.1
4.3. Исследование и обоснование разработки изделий Практические 3 0 Л2.1
Раздел 5. Разработка изделий
5.1. Стадии разработки высокотехнологичных изделий. Взаимодействия участников работ. Техническое задание на опытно-конструкторскую работу (ОКР). Этапы выполнения ОКР. Порядок выполнения ОКР. Патентные исследования. Патентное право. Порядок и методы испытаний изделий на соответствие заданным требованиям. Приемка изделия. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1
5.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 20 Л2.1
Раздел 6. Производство изделий
6.1. Постановка высокотехнологичных изделий на производство. Технологическая подготовка производства. Планирование и управление производством. Контроль изделий в поцессе изготовления. Производство изделия и его компонентов. Испытание готового изделия. Прослеживаемость высокотехнологичных изделий Лекции 3 4 Л1.2
6.2. Разработка изделий Практические 3 4 Л2.1
6.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 10 Л1.1
6.4. Производство изделий Практические 3 2 Л2.1
Раздел 7. Эксплуатация изделий
7.1. Постпроизводственные стадии жизненного цикла высокотехнологичных изделий. Авторское сопровождение. Логистический анализ и интегрированная логистическая поддержка. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2
7.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 10 Л1.1
7.3. Эксплуатация изделий Практические 3 2
Раздел 8. Капитальный ремонт и утилизация изделий
8.1. Ремонт высокотехнологичных изделий. Уровни обслуживания. Эксплуатационные затраты. Утилизация. Интерактивные технические руководства. Лекции 3 2 Л1.2
8.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 10 Л1.1
8.3. Капитальный ремонт и утилизация изделий Практические 3 2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Методы, используемые при управлении технологичностью промышленных изде-лий.
2. Виды системных функций управления технологичностью изделий.
3. Методы использования экспертных оценок, обоснования необходимости их применения для управления процессами обработки промышленных изделий на технологичность.
4. Этапы проектирования и производства изделия.
5. Определение номенклатуры и построение иерархической структурной схемы пока-зателей количественной оценки технологичности.
6. Прогнозирование технологичности изделия на ранних стадиях проекта в условиях неопределенности.
7. Особенности документооборота.
8. Особенности используемых ГОСТ при разработке и изготовлении изделия.
9. Определение качества изделия.
10. Конструкторская документация.
11. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий.
12. Общая характеристика машиностроительного производства.
13. Внедрение на промышленных предприятиях информационных технологий под-держки жизненного цикла продукции и особенности.
14. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономи-ческой эффективности
15. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономи-ческой эффективности.
16. Нормативно-техническое регулирование этапов жизненного цикла.
17. Жизненный цикл машин.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Методы, используемые при управлении технологичностью промышленных изде-лий.
2. Виды системных функций управления технологичностью изделий.
3. Методы использования экспертных оценок, обоснования необходимости их применения для управления процессами обработки промышленных изделий на технологичность.
4. Этапы проектирования и производства изделия.
5. Определение номенклатуры и построение иерархической структурной схемы пока-зателей количественной оценки технологичности.
6. Прогнозирование технологичности изделия на ранних стадиях проекта в условиях неопределенности.
7. Особенности документооборота.
8. Особенности используемых ГОСТ при разработке и изготовлении изделия.
9. Определение качества изделия.
10. Конструкторская документация.
11. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий.
12. Общая характеристика машиностроительного производства.
13. Внедрение на промышленных предприятиях информационных технологий под-держки жизненного цикла продукции и особенности.
14. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономи-ческой эффективности
15. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономи-ческой эффективности.
16. Нормативно-техническое регулирование этапов жизненного цикла.
17. Жизненный цикл машин.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Авдеев В.А. Периферийные устройства: интерфейсы, схемотехника, программирование: учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2009 https://e.lanbook.com/book/1087
Л1.2 С.Г. Григорьян Конструирование электронных устройств систем автоматизации и вычислительной техники: Феникс Рн/Д, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.И. Билибин, А.И. Власов, Л.В. Журавлева и др. Под общ. Ред. В.А. Шахнова Конструкторско-технологическое проектирование электронной аппаратуры: Учебник для вузов М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http: //www.sci-innov.ru/
Э2 Научный журнал «Информационные системы и технологии» http://gu- unpk.ru/science/joumal/isit
Э3 Курс на Образовательном портале АГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
LibreOffice
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/)
7-zip
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt )
FAR
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.farmanager.com/license.php?l=ru)
Acrobat Reader
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf)
Mozila FireFox
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/)
Chrome
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)
DjVu reader
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.djvu.name/djvu-editor.html)
Microsoft® Win Starter 7 Russian Academic OPEN License No Level Legalization Get Genuine (версия 7)
Microsoft Windows
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного универ-ситета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208К сктб "радиотехника" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Стол лабораторный – 3 шт.; компьютеры: марка Raspberry модель B 1Gb - 2 единицы; андроидный робот BIOLOID Premium Robot Kit; демонстрационная панель 24" Acer; дрель Makita DP 4010; дрель аккумуляторная Makita; компьютер Кламас 15-4460; мультиметр Fluke-17B; набор MINDSTORMS; ноутбук ASUS; ноутбук Lenovo-2шт.; осциллограф GDS-73354; осциллограф DPO2004B; планшет Apple iPad; планшет Huawei MediaPad; принтер для печати трехмерных объектов; станок токарный с ЧПУ; станок фрезерный Корвет-413; стол поворотный ф 100мм К-413; телевизор LED 47"LG47 -2шт.; тиски поворотные; тиски угловые.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На каждом из практических занятий студенту предлагаются решить задания взятое из методических указаний по соответствующей теме, начиная с первой. Студент выполня-ет изучение теоретической части работы, рассматривает представленные в описании при-меры решений. После получения индивидуального задания, в соответствии с регламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент выполняет решение задания, подготавливая пояснительную записку или запись в тетради, в которой должны быть представлены:
• формулировка задачи,
• постановка задачи,
• решения задачи,
• результаты выполненной проверки работоспособности программ с представлением отчета о проверке или показ работы программы,
• вывод.
После подготовки полного варианта пояснительной записки, ее проверки преподавателем, а также проверки работоспособности написанных студентом программных кодов, студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов по теме работы. Количество таких вопросов – не менее 2. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей по списку практической работы с получением соответствующих методических указаний.
К зачету студент должен выполнить все представленные практические задания, пройти собеседование с преподавателем по вопросам, связанным с практическими зада-ниями. Если студент выполнил не все задания или пропустил несколько занятий, то он должен предоставить реферат на тему предложенную преподавателем, по которому также будет проводиться собеседование.