Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Журналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ЖТиММР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного представления о деловой коммуникации в журналистике как средстве сотрудничества, взаимодействия, достижения целей личностных и профессиональных; формирование представления о том, что культура деловой коммуникации содействует установлению конструктивных деловых связей, развитию лидерских и коммуникативных качеств журналиста; усвоению норм деловой этики и делового поведения, принятых в профессиональном журналистском сообществе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
ПК-3 | Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и предмет деловой коммуникации в современных условиях: виды и формы деловой коммуникации в журналистике; модели коммуникации; особенности вербальной и невербальной стороны коммуникации; основные методы повышения личной эффективности: развитие критического мышления; основные инструменты планирования времени; причины, виды и формы манипулятивного поведения; принципы анализа конфликтных ситуаций в профессиональной сфере; понятие корпоративной культуры, виды корпоративных культур; стили лидерства в контексте корпоративной культуры; основы делового этикета, виды и формы; принципы деловой риторики; различные приемы и способы социализации личности и социального взаимодействия. Имеет представление о планировании деятельности предприятия (подразделения) на временную перспективу. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | строить отношения с окружающими людьми, с коллегами; управлять кадровыми ресурсами в соответствии с решаемыми профессиональными задачами ставить цели в зависимости от контекста деловой коммуникации и выбирать адекватные средства их достижения; определять виды и формы деловой коммуникации; определять виды коммуникативных барьеров; противостоять манипулятивному воздействию; определять причины конфликтов и выбирать адекватные способы их устранения; адекватно выстраивать коммуникацию согласно правилам делового этики и деловой риторики; идентифицировать стили лидерства; разделять формальную и неформальную коммуникацию в корпоративной культуре; планировать коммуникацию с учетом интересов многих участников. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | имеет практический опыт участия в командной работе, опыт командообразования и распределения ролей в условиях командного взаимодействия; прогнозирования результатов работы предприятия (подразделения) и оценки ее эффективность по профессиональным индикаторам; владеть некоторыми методами постановки целей и планирования времени; набором практических техник, позволяющих повысить эффективность коммуникативного процесса; навыками подготовки эффективных презентации, совещаний, собеседования, деловой переписки; навыками анализа ситуаций с многими интересами для подготовки переговоров; навыками анализа развития коммуникативных ситуаций; различными техниками выстраивания коммуникации в деловой среде. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ресурсы деловых коммуникаций | ||||||
1.1. | Корпоративная культура организации. Имидж делового человека. Деловая коммуникация в системе КК. Понятие и сущность деловой коммуникации. Виды и формы. | Лекции | 3 | 4 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Корпоративная культура организации. Имидж делового человека. Деловая коммуникация в системе КК. Понятие и сущность деловой коммуникации. Виды и формы. | Практические | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Ресурсы деловых коммуникаций: вербальные и невербальные ресурсы, личностные ресурсы, среда как ресурс. | Лекции | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Вербальные ресурсы деловой коммуникации, личностные ресурсы. | Практические | 3 | 1 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Невербальные ресурсы деловой коммуникации, среда как ресурс. | Практические | 3 | 1 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Подбор и реферирование литературы по проблемам деловой коммуникации в журналистике | Сам. работа | 3 | 26 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Форматы деловых коммуникаций в журналистике | ||||||
2.1. | Форматы деловых коммуникаций: публичное выступление, деловая беседа, совещание, переговоры, деловая переписка и др. | Лекции | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Тренинг «Публичное выступление в деловой коммуникации» | Практические | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Деловая переписка: традиции и новаторство. | Практические | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций в журналистике. | Лекции | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций в журналистике. | Практические | 3 | 2 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Подбор и анализ кейсов по теме «Деловая этика, этикет и культура в сфере деловых коммуникаций в журналистике». | Сам. работа | 3 | 26 | УК-3, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Спивак, В. А. | Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Енина, Л. В. | Практика журналистского общения: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петрова, А.Н. | Искусство речи для радио- и тележурналистов : | Аспкт Пресс, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457369 |
Л2.2 | Жернакова, М. Б. | Деловые коммуникации : учебник и практикум | Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/432059 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека журналиста | journalism.narod.ru | ||
Э2 | Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех | gramota.ru | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Деловые коммуникации в журналистике" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Возможно коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных и т.п. источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии. Работа с кейсом – проблемным заданием, в котором обучающемуся предлагается на основе изученного теоретического материала, практических занятий, собственного опыта осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Основная задача кейса проанализировать предложенную проблему и попытаться найти решение. Общая схема работы с кейсом на этапе анализа может быть представлена следующим образом: в первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие данные важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, отобрать информацию необходимую для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи. |