МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц. , Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний и практических умений разработки композиции, составляющих основу профессиональной грамотности, художественно-образного мышления и практического мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
ПК-3: Способен модернизировать и использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность понятия «композиция» и основные виды композиции, законы и свойства композиции
законы визуального восприятия и принципы (правила, приемы и средства) организации композиции
сущность понятия «образная выразительность», средства ее достижения с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании произведений изобразительного искусства и дизайна
принципы формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно ставить и решать задачи композиционных построений
использовать выразительные возможности средств композиции и их свойства в своей творческой деятельности
разрабатывать композиции с помощью различных выразительных художественно-графических средств, управляя их активностью
формировать профессиональную компетентность рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами художественной выразительности
приемами построения композиций различной степени сложности
методами анализа используемых композиционных средств и приемов
основными методами формирования профессиональной компетентности рабочего (специалиста) в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в композицию
1.1. Понятие «композиция». Композиция в изобразительном искусстве и дизайне. Основные виды композиции. Типы изобразительных композиций. Общее понятие о различных формах организации композиции. Основные законы композиции, их роль и значение в создании художественного произведения. Свойства композиции. Правила, приемы и средства композиции. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.3. Форма. Геометрический вид формы. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейно-пластическая форма. Собственные свойства формы. Величина и масса формы. Свойства поверхности формы. Цвет. Фактура. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.5. Виды форм и их характеристика. Комбинация композиционных форм. Положение формы в пространстве. Закономерности зрительного восприятия формы. Восприятие плоскостной формы. Особенности восприятия объемно-пространственной формы. Светотень. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.7. Композиционные возможности изобразительных средств. Точка, линия, пятно. Плоскость. Цвет, тон. Практические 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.9. Композиционные возможности изобразительных средств. Фактура. Рельеф. Объемная поверхность. Пространство. Практические 2 1 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.11. Образная выразительность - как основная задача композиции. Применение средств выразительности и средств композиции для передачи художественного образа. Лекции 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.12. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Принципы организация композиции
2.1. Концепция визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Законы визуального восприятия плоскости. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.3. Принципы организации композиции. Формат композиции. Композиционные оси. Пространство композиции. Композиционные схемы. Композиционные связи. Группировка элементов. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.5. Визуальная масса. Композиционное равновесие. Виды композиционного равновесия. Правила создания композиционного равновесия в ассиметричных композициях. Средства создания равновесия. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.7. Композиционный центр. Закономерности выявления композиционного центра. Способы организации композиционного центра. Доминанта. Роль доминанты в композиции. Субдоминанта. Субдоминантные отношения. Акценты. Принципы расстановки акцентов. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Средства композиции
3.1. Понятие тождество, нюанс и контраст как количественно-качественные категории композиции. Тождество как принцип полного сходства элементов в композиции. Нюанс отношение близких состояний свойств элементов формы. Контраст как проявление различий в свойствах обьемно-пространственной формы Практические 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.3. Понятие о пропорции. Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого. Модульная система пропорционирования. Модуль. Виды пропорциональных отношений. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Принцип геометрического подобия. Отношение золотого сечения. Примеры пропорциональных отношений в строении биоформы, в построении композиции. Практические 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.5. Понятие масштабности. Масштаб как средство художественной выразительности. Представление о сомасштабности пространства. Человек как мера организуемого пространства. Количественные методы для обеспечения сомасштабной человеку структуры пространства. Масштаб: размерный, геометрический, композиционный. Приемы и средства выражения масштабности. Зависимость масштабности формы от характера ее членений. Определение соотношения элементов композиции и внешнего пространства. Практические 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.7. Статика. Динамика. Правила передачи движения. Правила передачи покоя. Средства выражения статичности и динамичности. Проявление свойств статичности в композиции. Проявление свойств динамичности в композиции. Направление и характер движения. Внутренняя и внешняя динамика. Статика и динамика как средства выразительности в композиции. Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.9. Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Ритм как средство выразительности в композиции. Проявление ритма в различных видах композиции. Активные и пассивные элементы ритмических построений. Построение метрических рядов. Построение ритмических рядов. Изменение параметров ритма: ритмического шага, темпа ритма, направления развития ритма. Практические 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.11. Понятие симметрии. Закономерности расположения частей симметричной фигуры. Элементы симметрии. Основные преобразующие операции. Виды симметрии. Классическая симметрия (отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости). Аффинная симметрия (растяжения, сжатия, сдвига). Симметрия подобия (подобия К; подобия L). Криволинейная симметрия (кручения, сдавливания, слома, простого изгиба). Сочетание различных видов симметрии. Понятие асимметрия, дисимметрия. Ассиметричные композиции. Способы создания зрительного равновесия. Практические 2 1 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.12. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Стилизация в композиции
4.1. Стилизация в композиции. Понятие стилизации и стиля. Роль стилизации в достижении выразительности композиции. Виды стилизации в композиции. Принципы и методы стилизации. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
4.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
4.3. Особенности изображения объектов с элементами стилизации. Изображение объемных форм в композиции. Стилизация природных форм. Композиции из стилизованных объектов. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
4.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
4.5. Использование принципов стилизации при создании композиции в различных видах декоративно-прикладного искусства. Использования стилизации при создании объектов дизайна. Практические 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
4.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 8 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Орнаментальная композиция
5.1. Искусство орнамента. Художественный язык орнамента. Функции орнамента. История искусства орнамента. Орнамент разных стран и народов. Лекции 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.3. Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция. Жанры орнаментальный композиций. Классификация орнаментальных композиций. Лекции 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.5. Орнамент и костюм. Ансамбль предметов костюма, интерьера и орнаментальный текстиль. Орнамент в искусстве XX-XXI веков. Особенности ритмического построения орнаментальных композиций. Практические 2 2 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.7. Зачет 2 0 ПК-4, ПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меркулова Л.А. Пропедевтика. Общая композиция : учебник Академия, 2016 http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4918/197457/
Л1.2 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455471
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143497
Л2.2 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
Л2.3 Даглдиян К.Т., Поливода Б.А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре (с электронным приложением): учебное пособие ВЛАДОС, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906992598.html
Л2.4 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=330521
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы http://www.Ibooks.ru
Э4 Курс «Основы композиции» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.