МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ботаника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с-х.н., доцент, Соколова Л.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Ботаника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М., д.б.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М., д.б.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - ознакомить студентов с разнообразием грибов и растений, с особенностями их анатомии, морфологии, биологии, экологии, распространением в природе и значением для человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные систематические единицы растительного мира;
- особенности строения растительного организма и его размножения;
- особенности анатомии, морфологии, биологии, экологии растений и грибов, распространение в природе и значение для человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.- отличать основные классы и семейства грибов и растений; определять грибы и растения по определителям;
- использовать основные научные методы и понятия для решения профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- исследований биологических объектов;
- использования необходимых приборов и оборудования;
- определения растений по различным признакам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анатомия и морфология высших растений
1.1. Введение. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека. Разделы ботаники. Ботаника и химия. Лекции 2 1 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.2. Значение растений в природе и жизни человека Сам. работа 2 10 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.3. Растительная клетка Лекции 2 2 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.4. Общий план строения клетки. Основные компоненты и органоиды клетки. Лабораторные 2 2 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.5. Физиологически активные вещества, растений, запасные питательные вещества,состав клеточного сока. Сам. работа 2 10 Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.6. Производные протопласта: физиологически активные вещества, запасные питательные вещества, вакуоли и состав клеточного сока, клеточная стенка и ее видоизменения. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.7. Растительные ткани. Лекции 2 1 Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.8. Понятие о тканях. Ткани: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные. Использование в хозяйственной деятельности человека. Лабораторные 2 4 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.9. Корень. Лекции 2 2 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.10. Строение семян пшеницы и фасоли, их прорастание,строение проростков. Функции корня. Типы и формы корневых систем. Анатомия. Метаморфозы. Симбиоз. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.11. Побег. Стебель. Лист. Лекции 2 2 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.12. Понятие о побеге, его строение. Почка: строение, классификация. Функции стебля. Морфологическая классификация жизненных форм. Морфология. Метаморфозы побега (стебля). Лабораторные 2 4 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.13. Анатомическое строение стеблей однодольных, двудольных и голосеменных растений. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.14. Развитие и функции листа. Части листа у двудольных и однодольных растений. Листопад. Метаморфозы. Морфология. Анатомическое строение в зависимости от экологических условий. Лабораторные 2 2 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.15. Развитие и функции листа. Части листа у двудольных и однодольных растений. Листопад. Метаморфозы. Практические 2 2 Л2.3, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.16. Размножение растений. Лекции 2 1 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.17. Способы размножения: вегетативное, бесполое, половое Эволюция полового и бесполого размножения. Лабораторные 2 4 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2
1.18. Размножение растений Сам. работа 2 10 Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Общая систематика растений
2.1. Систематика растений. Царство грибов. Лекции 2 1 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Таксономические единицы. Вид и его критерии. Вирусы. Бактерии. Цианобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека. Лабораторные 2 2 Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Общая характеристика. Классы грибов: Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Грибы паразиты, вредители с.-х. растений. Значение царства. Лабораторные 2 2 Л2.3, Л1.2
2.4. Грибы-паразиты - вредители растений. Сам. работа 2 10 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Царство Растения. Водоросли. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.6. Общая характеристика группы отделов Водоросли Отделы: Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные водоросли (общая характеристика, представители, хозяйственное использование). Значение водорослей. Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.7. Лишайники. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.8. Высшие споровые растения. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.9. Характеристика высших споровых растений. Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные,Папоротниковидные. Роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.10. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные. Лекции 2 1 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.11. Значение представителей отдела Голосеменные в природе и хозяйственной деятельности человека. Сам. работа 2 10 Л2.4, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.12. Общая характеристика отдела. Классы: Саговниковые, Гинкговые, Гнетовые. Класс Хвойные: семейство Сосновые (строение и цикл развития на примере сосны обыкновенной). Значение представителей в природе и хозяйственной деятельности человека. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.13. Отдел Покрытосеменные. Лекции 2 1 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.14. Общая характеристика отдела Покрытосеменные. Отличие от Голосеменных. Общий план строения, цветка, функции всех его частей. Андроцей. Гинецей. Соцветия. Цветение. Опыление. Двойное оплодотворение. Лабораторные 2 4 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.15. Развитие зародыша и эндосперма. Семя, типы семян, созревание. Плоды. Значение плодов и семян. Практические 2 2 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.16. Роль представителей отдела Покрытосеменные в природе и жизни человека. Сам. работа 2 10 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Систематика отдела Покрытосеменных.
3.1. Филогенетические системы. Отличие классов двудольных и однодольных растений. Основные семейства класса Двудольные. Лекции 2 1 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2
3.2. План характеристики семейств: число видов, распространение, жизненные формы, корневая система, стебель, лист, цветок, соцветия, плоды, основные роды и виды, хозяйственное значение. Практические 2 2 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.3. Техника определения растений. Работа с гербарием. Практические 2 2 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2
3.4. Характеристика семейств Лютиковые Гвоздичные, Маревые, Гречишные, Тыквенные, Капустные (Крестоцветные), Розоцветные. Лекции 2 2 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2
3.5. Определение растений семейств Лютиковые, Гвоздичные, Маревые, Гречишные, Тыквенные, Капустные (Крестоцветные). Практические 2 6 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.6. Работа с гербарием. Сам. работа 2 30 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.7. Характеристика семейств Бобовые, Льновые, Сельдерейные (Зонтичные), Пасленовые, Бурачниковые, Яснотковые (Губоцветные), Астровые (Сложноцветные). Лекции 2 2 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.8. Определение растений семейств Розоцветные, Бобовые, Льновые,Сельдерейные (Зонтичные), Пасленовые, Бурачниковые,Яснотковые (Губоцветные), Астровые (Сложноцветные). Практические 2 10 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.9. Класс Однодольные растения. Харастеристика семейств Лилейные, Луковые, Осоковые, Мятликовые (Злаковые). Лекции 2 2 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.10. Определение растений семейств Лилейные, Луковые, Осоковые, Мятликовые (Злаковые). Практические 2 4 Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.11. Хозяйственное значение растений класса Однодольные. Сам. работа 2 6 Л2.4, Л3.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 4. Основы ботанической географии и экологии растений.
4.1. Экологическая география. Жизненные формы растений. Экологические факторы. Климатические факторы. Фитоценозы. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.2. Жизненные формы растений. Экологические факторы. Климатические факторы. Растения – индикаторы. Практические 2 2 Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.3. Растительность Алтайского края. Сам. работа 2 12 Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.4. Хозяйственно ценные растения Алтайского края. Практические 2 4 Л2.2, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Г.Г., Овчарова Н.В. Ботаника. Анатомия растений: учебное пособие , 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3037
Л1.2 Г. А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов Ботаника: учебник: в 2 т.: учебник Академия, 2010 48
Л1.3 Соколова Г.Г., Овчарова Н.В. Ботаника. Морфология растений: учебное пособие , 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3392
Л1.4 Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Высшие семенные растения: уч..пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пятунина С.К., Ключникова Н.М. Ботаника. Систематика растений: учебное пособие.: Учеб. пособие Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240522
Л2.2 Шмаков А.И. Систематика высших споровых растений. : Учебник Барнаул "Азбука", 2007 63
Л2.3 Г.А. Белякова, Ю.Т. Дьяков, К.Л. Тарасов. Ботаника: в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : Издательский центр «Академия», 2006 48
Л2.4 Терехина Т.А. Высшие семеные растения.: Учебное пособие Барнаул, изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Терехина Т.А.,Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Семенные растения: Методические указания к малому практикуму по ботанике для студентов 2 курса Алт ГУ, , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Плантариум www.plantarium.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Плантариум (http://www.plantarium.ru/)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины "Ботаника", студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Ботаника" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Ботаника". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных и практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом и лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.
Требования к оформлению альбомов. Альбомы для лабораторных работ по ботанике должны быть максимального объема из плотной бумаги объемом около 100 листов и на скрепках. Альбомы с вклеенными листами не допускаются, так как рассыпаются. На обложке альбома приклеивается этикетка на внешней стороне альбома 15×10 см, на которой указывается фамилия, имя, номер группы и подгруппы, дисциплина. Все данные должны быть записаны разборчивым почерком или напечатаны на принтере в верхней части этикетки размером шрифта не более 0,5 см или 14 пунктов. Этикетка необходима для выставления текущих оценок по лабораторным занятиям и росписи преподавателя. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, простые карандаши твердые и мягкие, точилку для них, ластик, немного цветных карандашей (не более 6 цветов), линейку не менее 20 см длиной. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. Затем справа от систематической части должен быть расположен перечень выполненных рисунков. Обратная сторона этого листа должна оставаться чистой! То есть рисунки выполняются на следующем листе. Следующий альбомный лист делится на 4 равных части с помощью линейки. На этой странице с помощью простого карандаша зарисовываются объекты. Рисунки нумеруются. Сноски выполняют аккуратно с помощью линейки, линии проводят горизонтально. Все условные обозначения нумеруются, а расшифровка даётся под названием рисунка. Название рисунка пишется внизу простым карандашом. Схема выполнения такая, как во всех печатных изданиях. Для изображения цикла развития допускается использовать целую страницу альбомного листа в зависимости от сложности схемы. Все рисунки располагаются на альбомном развороте только с ПРАВОЙ стороны. Другая сторона листа должна остаться чистой. Анатомическая часть рисунков выполняется таким образом, чтобы клетки находились в одной плоскости и не было пустого пространства между ними. При выполнении анатомических рисунков клетки должны отличаться морфологическими признаками. При изображении диаграммы цветка все ее части должны быть симметричны относительно оси цветка. Изображая крупные объекты (поперечные срезы корня и стебля) допустимо прорисовывать четверть среза, а остальные части среза изображать в виде схемы.