МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Монументальная живопись
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Монументальная живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов целостное представление об искусстве монументальной живописи и его применении в области ландшафтной архитектуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен овладеть навыками изобразительного искусства, основными способами и средствами графической подачи проектной документации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы и структуру абстрактных композиционных решений в дизайне, теоретические основы композиции;
- основы академической и монументальной живописи, приемы работы с цветом и цветовыми композициями;
- технологии, материалы и приемы создания монументальных живописных произведений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- абстрактно мыслить, анализировать и синтезировать полученную информацию;
- использовать в своей деятельности теоретические и практические знания в области монументальной живописи;
- сочетать форму, цвет, фактуру предмета для создания художественного произведения монументальной живописи;
- обосновать технические решения при создании художественного произведения монументальной живописи на объекте ландшафтной архитектуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- технологиями, материалами и приемами создания монументальных живописных произведений;
- навыками создания монументальных композиций с учётом психологического и физиологического аспектов восприятия;
- теоретическими и практическими знаниями в области монументальной живописи;
- навыками изобразительного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный.
1.1. Основы монументальной живописи. Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. История развития монументальной живописи. Сам. работа 6 22 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Виды и особенности монументальной живописи.
2.1. Композиция живописного произведения. Ознакомление с техникой сграффито. Витраж. Мозаика. Использование монументальной живописи в ландшафтно-архитектурном планировании. Лекции 6 16 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
2.2. Виды монументальной живописи. Практические 6 8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Особенности создания мозаики. Техники набора и укладки мозаики. Практические 6 8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Изучение техники фресковой живописи Сам. работа 6 12
2.5. Изучение техники витраж Сам. работа 6 12
2.6. Изучение техники римской мозаики Сам. работа 6 14
2.7. Подговка к зачету. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Монументальная живопись как древнейший вид живописи. Практические 6 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС по дисциплине
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Андреев, А.А. Живопись и живописцы главнейших европейских школ: монография Санкт-Петербург : Лань, , 2013 https://e.lanbook.com/book/32053
Л1.2 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 1 - От древности до эпохи Возрождения: Санкт-Петербург : Лань, 2013 https://e.lanbook.com/book/32034
Л1.3 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 2 - Эпоха Возрождения: монография : Санкт-Петербург : Лань, 2013 https://e.lanbook.com/book/32035
Л1.4 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 3 - От Эпохи Возрождения до наших дней: Санкт-Петербург : Лань, 2013 https://e.lanbook.com/book/32133
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грибер, Ю.А. Градостроительная живопись и Казимир Малевич: Москва : "Согласие", 2014 https://e.lanbook.com/book/75581
Л2.2 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 https://e.lanbook.com/book/99302
Л2.3 Чаговец, Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017 https://e.lanbook.com/book/99788
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Коробейников В. Н., Ткаченко А. В. Академическая живопись: учебное пособие кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=472649&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э2 Курс на образовательном портале АлтГУ "Монументальная живопись" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4055
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- выполнение самостоятельных работ.
- использование компьютерной техники, интернета и др.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля

Методические указания по подготовке к зачёту

Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.