МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература стран изучаемых языков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Осокина Светлана Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Литература стран изучаемых языков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с основными этапами развития литературы Великобритании и США в хронологической последовательности: от Средневековья до современности. Дать представление о поэтике произведений англоязычных писателей, поэтов и драматургов, чьи имена стали достоянием не только британской, но и мировой литературы. Создать у студентов систему ориентирующих знаний о зарубежной литературе, отражающую их степень филологической подготовки и уровень филологического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые характеристики общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
базовые национальные ценности, отраженные в произведениях литературы изучаемого языка
3.2.Уметь:
3.2.1.интерпретировать в ситуации межкультурного общения все базовые характеристики общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
осуществлять в практике преподавания литературы все базовые национальные ценности, отраженные в произведениях литературы изучаемого языка
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.всеми базовыми стратегиями интерпретации характеристик общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах в ситуации межкультурного общения;
навыками осуществления практике преподавания литературы все базовые национальные ценности, отраженные в произведениях литературы изучаемого языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция образа Короля Артура и рыцарей Круглого стола в английской литературе
1.1. Эволюция образа Короля Артура и рыцарей Круглого стола в английской литературе: от Гальфрида Монмутскского до Томаса Мэлори. История возникновения. Борьба кельтов против англосаксонских захватчиков. Исторические прототипы. Мифологема Грааля. Любовный треугольник: Артур, Ланселот, Гвенивера. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Жанр баллады в английской литературе. Баллады о Робин Гуде
2.1. Жанр баллады в английской литературе. Баллады о Робин Гуде. Исторический контекст (борьба англосаксов против норманнских завоевателей). Предпосылки возникновения. Эволюция образа Робин Гуда: переход от народной баллады к литературной. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Жанр баллады в английской литературе. Баллады о Робин Гуде. Исторический контекст (борьба англосаксов против норманнских завоевателей). Предпосылки возникновения. Эволюция образа Робин Гуда: переход от народной баллады к литературной. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Творчество Д.Чосера. Англия в IV веке. «Столетняя война».
3.1. Творчество Д.Чосера. Англия в IV веке. «Столетняя война». Чума. Крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера. Биография Чосера. Этапы творчества. Чосер и Боккачо. «Кентерберийские рассказы». Особенности поэтики. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 16 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Эпоха Возрождения в Англии. Специфика. Биография Шекспира.
4.1. Эпоха Возрождения в Англии. Биография Шекспира. Периодизация творчества. Особенности художественного мира и метода Шекспира. Сонетная лирика. Поэтика шекспировских хроник. Трагедии Шекспира. Кризис Гуманизма. "Ромео и Джульетта". "Гамлет". "Отелло". Комедиография Шекспира. "Сон в летнюю ночь". Лекции 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Эпоха Возрождения в Англии. Биография Шекспира. Периодизация творчества. Особенности художественного мира и метода Шекспира. Сонетная лирика. Поэтика шекспировских хроник. Трагедии Шекспира. Кризис Гуманизма. "Ромео и Джульетта". "Гамлет". "Отелло". Комедиография Шекспира. "Сон в летнюю ночь". Практические 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
4.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 14 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Литература раннего Просвещения
5.1. Литература раннего Просвещения. Начало английского реалистического романа. Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Д.Свифт. «Путешествия Гулливера». Реализм Свифта. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Творчество Вальтера Скотта
6.1. Творчество Вальтера Скотта. «Айвенго». Англия XII века в романе. Особенности конфликта. Система персонажей. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
6.2. Творчество Вальтера Скотта. «Айвенго». Англия XII века в романе. Особенности конфликта. Система персонажей. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
6.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Американский романтизм
7.1. Американский романтизм. Общая характеристика романтизма. Этапы развития. Национальная специфика. Творчество Эмили Дикинсон: периодизация, ключевые образы в поэзии. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
7.2. Американский романтизм. Общая характеристика романтизма. Этапы развития. Национальная специфика. Творчество Эмили Дикинсон: периодизация, ключевые образы в поэзии. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
7.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Новеллистика Э.А. По.
8.1. Новеллистика Э.А. По. Место Э.По среди американских романтиков. Периодизация художественного наследия Э.По. Жанровые особенности новеллистики Э.По. Композиционные принципы. Стиль. Тип романтического пространства и героя в новеллах Э.По. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
8.2. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Декаданс. Творчество О. Уайльда
9.1. Декаданс. Творчество О. Уайльда. Литературные сказки. «Портрет Дориана Грея». Характер конфликта. Роль мистического начала. Проблема нравственного выбора в романе. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
9.2. Декаданс. Творчество О. Уайльда. Литературные сказки. «Портрет Дориана Грея». Характер конфликта. Роль мистического начала. Проблема нравственного выбора в романе. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
9.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Особенности развития литературного процесса в Англии в период 1910 – 1945 гг.
10.1. Особенности развития литературного процесса в Англии в период 1910 – 1945 гг. Модернизм как новое направление в литературе ХХ века. Л. Кэрролл. Дж. Джойс. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
10.2. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Дж.Р.Р. Толкиен. Трилогия "Властелин колец"
11.1. Творческая биография Дж.Р.Р. Толкиена. Трилогия "Властелин колец". "Сильмариллион". Артланги как языковое явление. Практические 4 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
11.2. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Д.Сэлинджер. Творческая биография писателя.
12.1. Д.Сэлинджер. Творческая биография писателя. Философско-эстетические взгляды, влияние буддийской религиозно-философской системы. Литература битнического движения и Сэлинджер: сходства и различия. Проблема отчужденности в романе «Над пропастью во ржи». Отказ от взросления как один из типичных сюжетов американской литературы. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
12.2. Д.Сэлинджер. Творческая биография писателя.Философско-эстетические взгляды, влияние буддийской религиозно-философской системы. Литература битнического движения и Сэлинджер: сходства и различия. Проблема отчужденности в романе «Над пропастью во ржи». Отказ от взросления как один из типичных сюжетов американской литературы. Практические 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
12.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Дж. Фаулз. Особенности постмодернистской поэтики.
13.1. Дж. Фаулз. Особенности постмодернистской поэтики. Проблема человеческой свободы, ее пределов и связанного с ней чувства ответственности в творчестве писателя. Экзистенционализм и Фаулз. Любовь, самопознание в романах писателя. Игровой характер прозы. Интертекстуальность . Деканонизация жанра как творческий принцип Фаулза. Роман "Женщина французского лейтенанта" Практические 4 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жук М.И. История зарубежной литературы XIX – начала XX века: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы : Учебное пособие М.:"Флинта"// ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://easylang.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.madbook.org
http://begin-english.ru
http://www.livelib.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основным видом учебных занятий по курсу «Литература стран изучаемых языков» являются лекционные, практическиезанятия.
Основная цель курса – ознакомить студентов с основными положениями истории литературы Великобритании и США(учитываются как традиционные, так и современные подходы к проблемам).
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (или их заменяющие с последними достижениями науки).
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию" (значки, символы), сокращения слов.
Подготовка к практическим занятиям.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать научными понятиями и категориями.
Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.