МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деонтология журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Деонтология журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о деонтологии как науки о нравственном и социальном долге и ответственности работника сферы СМИ, о ее основных принципах; развитие навыков применения данных принципов в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-5 Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность, аспекты и виды социальной и этической ответственности за принятые решения, факторы, способствующие возникновению нестандартных ситуаций, возможную последовательность действий в нестандартных ситуациях, формирующих тот или иной вид деонтологического конфликта; место и основные функции журналистики в современном обществе, различные точки зрения относительно социальной значимости журналистики и аргументы в пользу каждой из них; спектр мотиваций к выполнению профессиональной деятельности и иерархию возможных мотиваций с позиции социальной значимости профессии; правовые и этические нормы взаимоотношений в редакионном коллективе; проблемы социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, факторы, способствующие возникрновению конфликтов.

3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и систематизировать основные представления о социальной и этической ответственности в журналистской деятельности; критически оценивать принятые решения; избегать автоматического применения стандартных форм и приемов при решении нестандартных задач; находить наиболее адекватные решения; адекватно оценивать место и основные функции журналистики в зависимости от профессиональной ситуации; аргументировать свою позицию, в том числе с помощью анализа журналистских материалов; сознательно формировать внутреннюю мотивацию к выполнению профессиональной деятельности с учетом динамики социальных процессов и появления новых тенденций; разрешать противоречия, проблемы и конфликты на основе знания деонтологических (правовых и этических) норм, касающихся журналистской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа форм социальной и этической ответственности за принятые решения, выделения и оценки нестандартных ситуаций в профессиональной журналистской деятельности, адекватного поведения, способствующего преодолению деонтологического конфликта; навыками применения знаний о деонтологических принципах и методах журналистики к практической журналистской деятельности, в первую очередь при подготовке материалов, затрагивающих острые и дискуссионные социальные проблемы; теоретическими и практическими методами обоснования своей социальной позиции; навыками оценки собственной внутренней мотивации к выполнению профессиональной деятельности и коррекции иерархии мотивов в зависимости от профессиональных и социальных вызовов; навыками руководства коллективом, организации совместной работы, в том числе, в условиях этнических, конфессиональных и культурных различий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Базовые понятия и категории деонтологии журналистики
1.1. Деонтология в структуре этики. Становление и развитие деонтологии. Исторические аспекты Понятийно-категориальный аппарат деонтологии; долг как центральная категория. ичностный и социальный аспекты долга. Обязанность и ответственность. Право и деонтология: близость и отличие. Деонтология журналистики как часть профессиональной этики журналиста; связь деонтологии с другими разделами профессиональной этики. Лекции 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Категории и нормы деонтологии журналистики. Профессионально-нравственные представления деонтологии журналистики: ценности, категории, принципы и нормы. Виды ответственности в журналистской профессии: гражданская ответственность, юридическая ответственность, этическая ответственность, внутриредакционная ответственность.Право и деонтология. Лекции 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Языковые и коммуникативные принципы журналистики: деонтологический аспект. Взаимосвязь лингвистических и этических аспектов коммуникативной нормы в журналистской деятельности. Проблемы политкорректности Лекции 1 2
1.4. Деонтологические проблемы языка массовых коммуникаций. Полемика в СМИ: корректные и некорректные методы. Аргументационные методы. Ораторские методы. Лекции 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Подготовить ответы на микро-анкету: Какие качества для журналиста Вы считаете сегодня первостепенно важными? Какие недостатки характерны на Ваш взгляд для сегодняшней российской журналистки? Чему, на Ваш взгляд, нужно прежде всего учить студентов-журналистов? Подготовьтесь к дискуссии на эти темы Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Найдите сайт одной из международных журналистских организаций. Подготовьте доклад о ней (5-7 минут), осветив вопросы: ·1 Краткая история создания организации ·2 Цели и задачи, «миссия» организации ·3 Достигнутые успехи • 4. Основные нормативные деонтологические принципы работы организации Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Выделите несколько норм (не менее 3х) правовых (в законодательстве РФ, касающемся СМИ) и профессионально-этических (в кодексах профессиональной этики журналиста) нормы в РФ, близких по содержанию. Отметьте сходство и отличие в интерпретации Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Изучите книгу П. Бурдье «О телевидении» (см. на сайте). Подготовьте письменный анализ книги по вопросам: как автор аргументирует свой тезис о том, что работа ТВ полностью подчинена «экономической цензуре»? Покажите явные и скрытые формы этой цензуры. почему автор считает, что ТВ-журналисты несвободны в своих мнениях и действиях (манипулируемы), и какими механизмами обуславливается эта манипуляция? как автор описывает сценарий ТВ-дискуссий и объясняет их псевдо-объективный и псевдо-демократичный характер? какие формы преодоления сложившейся ситуации он предлагает? Сам. работа 1 18 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. 2. Саморегулирование журналистского сообщества
2.1. Саморегулирование журналистского сообщества. Отличие саморегулирования от внешних форм регуляции журналистской деятельности. Основные формы саморегулирования: кодексы профессиональной этики журналиста и Советы СМИ. Краткая история кодификации журналистской этики. Лекции 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Саморегулирование журналистского сообщества в России. Первый кодекс профессиональной этики; кодексы, принятые в постперестроечный период. Основные кодексы. Работа «Большого жюри» при СЖР. Общественная коллегия по жалобам на прессу, ее функции. Экспертные оценки саморегулирования журналистского сообщества в России. Лекции 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Проанализируйте одну из полемических ТВ-программ Зафиксируйте примеры некорректной полемики: ·1 некорректные аргументационные приемы ·2 некорректные ораторские приемы. Подготовьтесь к обсуждению. Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Найдите журнальную/газетную публикацию, посвященную острой и неоднозначной социальной теме. Проанализируйте ее с позиций основных принципов деонтологии журналистики, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность. Подготовьтесь к дискуссии относительно вынесенных коллегой оценок. Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Проанализируйте один из кодексов профессиональной этики журналистского сообщества в России и сравните его с «Международными принципами журналистской этики»: ·1 совпадают ли нормы, стоящие на первых позициях в обоих сравниваемых кодексах? Дайте оценку причинам совпадения/несовпадения. ·2 имеются ли в российском кодексе нормы, которых нет в «Международных принципах журналистской этики»? Если да, то чем это вызвано? Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. На сайте Общественной коллегии по жалобам на прессу (http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/resheniya-bolshogo-zhyuri-soyuza-zhurnalistov-rossii найдите архив решений. Выберите одно из решений и дайте ваш развернутый комментарий по следующим аспектам: ·1 обоснованность заявленной претензии с позиции журналистской деонтологии ·2 характер и полноту аргументации сторон ·3 обоснованность решения. Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Проанализировать деятельность советов СМИ в одной из выбранных стран. Обязательные аспекты анализа: - история создания, причины реорганизации (если была) - основные правовые и этические нормативы, кодексы, которыми руководствуется совет; - статистика рассмотренных решений, примеры - оценка аудитории. Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Посмотреть теледискуссию на сайте (система Moodle) между Оксаной Бойко и Элизабет Муте (нападение террористов на редакцию французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo). Дать этико-деонтологический анализ ситуации Практические 1 2 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в информационном обществе» (см. на сайте «Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы»). Дать краткое резюме обсуждаемых тем, ответив на вопросы: Каковы, на ваш взгляд, основные этические проблемы, связанные с созданием и распространением контента и коммуникацией в Интернете? Согласны ли вы с теми выводами, которые делают участники совещания при обсуждении проблем, связанных с расширением прав пользователей Интернета и возникновением новых форм социальных отношений Каковы этические проблемы, касающиеся защиты прав и свобод пользователей Интернета в связи с их действиями и обязанностями? Сам. работа 1 18 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Деонтологическая практика современных электронных СМИ и Интернета: анализ правил «нэтикета» и их соблюдение на практике (на примере выбранных Интернет-ресурсов).Для сравнения взять: не менее 2-х электронных СМИ (включая как журналистские тексты, так и комментарии) и не менее 3-х различных популярных блогов Сам. работа 1 24 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Написать реферат на одну из предложенных тем Сам. работа 1 18 УК-6, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Кудрявцева, М.Е. Психология творчества в массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко, В.Ф. Психология журналистики : учеб. пособие Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355
Л2.2 Лазутина, Галина Викторовна Профессиональная этика журналиста : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Прохоров, Евгений Павлович Введение в теорию журналистики: учеб для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) деонтологии и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации деонтологических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.)
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.