МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деонтология журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Деонтология журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о деонтологии как науки о нравственном и социальном долге и ответственности работника сферы СМИ, о ее основных принципах; развитие навыков применения данных принципов в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-6 готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность, аспекты и виды социальной и этической ответственности за принятые решения, факторы, способствующие возникновению нестандартных ситуаций, основные деонтологические принципы и нормы журналистики, место журналистики в современном обществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и систематизировать основные представления о социальной и этической ответственности в журналистской деятельности; критически оценивать принятые решения; избегать автоматического применения стандартных форм и приемов при решении нестандартных задач; творчески применять основные деонтологические принципы и нормы журналистики, адекватно оценивать место и основные функции журналистики в современном обществе и аргументировать свою позицию; сознательно формировать внутреннюю мотивацию к выполнению профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа форм социальной и этической ответственности за принятые решения, выделения и оценки нестандартных ситуаций в профессиональной журналистской деятельности, навыками применения знаний о деонтологических принципах и методах журналистики к практической журналистской деятельности; навыками оценки собственной внутренней мотивации к выполнению профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Базовые понятия и категории деонтологии журналистики
1.1. Становление и развитие деонтологии. Исторические аспекты Понятийно-категориальный аппарат деонтологии; долг как центральная категория. ичностный и социальный аспекты долга. Обязанность и ответственность. Право и деонтология: близость и отличие. Деонтология журналистики как часть профессиональной этики журналиста; связь деонтологии с другими разделами профессиональной этики. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Профессионально-нравственные представления деонтологии журналистики: ценности, категории, принципы и нормы. Виды ответственности в журналистской профессии: гражданская ответственность, юридическая ответственность, этическая ответственность, внутриредакционная ответственность.Право и деонтология. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Деонтологические проблемы языка массовых коммуникаций. Коммуникативная норма как осуществление коммуникативной деятельности в соответствии со сложившимися стандартами общения. Взаимосвязь лингвистических и этических аспектов коммуникативной нормы в журналистской деятельности. Проблемы политкорректности. СМИ и информационная безопасность. Принципы корректной полемики. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Найдите сайт одной из международных журналистских организаций. Подготовьте доклад о ней (5-7 минут), осветив вопросы: ·1 Краткая история создания организации ·2 Цели и задачи, «миссия» организации ·3 Достигнутые успехи 4. Основные нормативные деонтологические принципы работы организации Практические 1 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Проанализируйте одну из полемических ТВ-программ Зафиксируйте примеры некорректной полемики: • некорректные аргументационные приемы • некорректные ораторские приемы. Подготовьтесь к обсуждению. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Изучите книгу П. Бурдье «О телевидении» (см. на сайте). Подготовьте письменный анализ книги по вопросам: как автор аргументирует свой тезис о том, что работа ТВ полностью подчинена «экономической цензуре»? Покажите явные и скрытые формы этой цензуры. почему автор считает, что ТВ-журналисты несвободны в своих мнениях и действиях (манипулируемы), и какими механизмами обуславливается эта манипуляция? как автор описывает сценарий ТВ-дискуссий и объясняет их псевдо-объективный и псевдо-демократичный характер? какие формы преодоления сложившейся ситуации он предлагает? Сам. работа 1 21 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. 2. Саморегулирование журналистского сообщества
2.1. Самоорганизация журналистского сообщества. Отличие самоорганизации от внешней (государственно-правовой) регуляции журналистской деятельности. Основные формы самоорганизации: кодексы профессиональной этики журналиста и Советы СМИ. Краткая история кодификации журналистской этики. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Найдите журнальную/газетную публикацию, посвященную острой и неоднозначной социальной теме. Проанализируйте ее с позиций основных принципов деонтологии журналистики, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность. Подготовьтесь к дискуссии относительно вынесенных коллегой оценок. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. На сайте Общественной коллегии по жалобам на прессу (http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/resheniya-bolshogo-zhyuri-soyuza-zhurnalistov-rossii найдите архив решений. Выберите одно из решений и дайте ваш развернутый комментарий по следующим аспектам: ·1 обоснованность заявленной претензии с позиции журналистской деонтологии ·2 характер и полноту аргументации сторон ·3 обоснованность решения. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в информационном обществе» (см. на сайте «Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы»). Дать краткое резюме обсуждаемых тем, ответив на вопросы: Каковы, на ваш взгляд, основные этические проблемы, связанные с созданием и распространением контента и коммуникацией в Интернете? Согласны ли вы с теми выводами, которые делают участники совещания при обсуждении проблем, связанных с расширением прав пользователей Интернета и возникновением новых форм социальных отношений Каковы этические проблемы, касающиеся защиты прав и свобод пользователей Интернета в связи с их действиями и обязанностями? Сам. работа 1 20 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Написать реферат на одну из предложенных тем. Сам. работа 1 15 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Соотношение деонтологии и этики
2. Формирование деонтологии как дисциплины.
3. Основные понятия и категории деонтологии
4. Долг как основная категория деонтологии. Социальный и личностный аспекты долга
5. Этические и правовые нормы в журналистике: сходство и отличие
6. Профессионально-нравственные представления деонтологии журналистики: ценности, категории, принципы и нормы
7. Принцип свободы / независимости СМИ
8. Принцип объективности / полноты информации в журналистике
9. Принцип защиты прав личности
10. Принцип гуманизма: его специфика в сфере журналистики
11. Деонтологические нормы «Журналист-аудитория»
12. Деонтологические нормы « Журналист – источник информации»
13. Деонтологические нормы «Журналист – герой публикации»
14. Деонтологические нормы Журналист- власть
15. Внутрикорпоративные деонтологические нормы
16. Проблемы, связанные с языком медиатекста. Литературная норма
17. Требования политкорректности и их обоснованность
18. Принципы ведения полемики в СМИ
19. Принципы коммуникации. Открытый диалог
20. Профессионально-этические кодексы как форма саморегулирования журналистского сообщества: причины и история создания первых кодексов
21. Международные принципы журналистской
22. Международный кодекс рекламной деятельности, краткая характеристика
23. Регулирование деятельности СМИ в «Хартии прав человека»
24. Документы парламентской Ассамблеи Совета Европы по журналистской этике
25. Советы СМИ, история создания, основные функции
26. Институт пресс-омбудсмена
27. Примеры саморегулирования СМИ в одной из стран (по выбору)
28. Саморегулирование журналистского сообщества в России: основные профессионально-этические кодексы
29. Дискуссии о кодификации журналистской деятельности в России
30. Работа Большого Жюри при СЖ РФ.
31. Общественная коллегия по жалобам на прессу: основные функции
32. Основные направления правового и деонтологического регулирования интернет-пространства

Типовое практическое задание:
Проанализировать журнальную/газетную публикацию с позиций основных принципов деонтологии журналистики, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Деонтология как наука о долге и ответственности.
2. Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов.
3. Экономическая, правовая, деонтологическая природа коллизий и поиск путей их разрешения
4. Профессиональный долг журналиста: объективное и субъективное начало.
5. Возникновение и формирование профессиональной журналистской морали.
6. Понятия «принцип» и «норма»: сходство и различие между ними.
7. Саморегулирование в России и за рубежом: теория и практика.
8. Журналистика и блогосфера: проблемы и механизмы обеспечения максимальной достоверности информации
9. Викиньюз как форма гражданской журналистики
10. Специфика профессионально-этического уровня верующих журналистов
11. Саморегулирование журналистского сообщества в различных регионах РФ (сравнительный анализ)
12. Право на частную жизнь и право общества на информацию относительно общественно значимых личностей: деонтологический конфликт.
13. Две концепции СМИ: «информационно-просветительская журналистика» и «коммерческая журналистика», их соотношение в реальной практике
14. Журналист и источник информации: проблема ответственности
15. Ответственность журналиста перед аудиторией
16. Границы свободы творчества в журналистике
17. Журналист и реклама: вопросы регулирования
18. Журналист и интеллектуальные права
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Кудрявцева, М.Е. Психология творчества в массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко, В.Ф. Психология журналистики : учеб. пособие Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355
Л2.2 Лазутина, Галина Викторовна Профессиональная этика журналиста : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Прохоров, Евгений Павлович Введение в теорию журналистики: учеб для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Журнал «СРЕDА» www.sreda-mag.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) деонтологии и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации деонтологических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.)
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.